В минувшие выходные в Центральном парке Воронежа впервые прошёл фестиваль традиционной культуры «Русское лето». Опыт оказался удачным: несмотря на по-осеннему прохладную погоду, событие вызвало огромный интерес горожан. В открытии фестиваля принял участие губернатор Воронежской области Александр Гусев.
Вглубь времён
Всё получилось очень зрелищно. У входа в парк гостей встречали военные реконструкторы, воплотившие образы разных эпох и народов, — «золотоордынские воины», «московские стрельцы», солдаты Петровского времени и Первой мировой войны. Праздничную атмосферу создавал и губернаторский эстрадно-духовой оркестр, участники которого тоже были одеты в исторические мундиры и кивера эпохи Наполеона, Кутузова и Александра I.
Глава региона горячо поприветствовал организаторов и гостей.
«Хочу поблагодарить участников фестиваля, тех, кто занимался его подготовкой, — это большая, сложная работа, — отметил Александр Гусев. — Поблагодарить волонтёров и, конечно, инициатора и идейного вдохновителя фестиваля, нашего почётного гостя, писателя Захара Прилепина. Глубинный смысл, который несёт в себе фестиваль, — российские традиции, культура, патриотизм, любовь к Родине — на мой взгляд, на нынешнем этапе развития страны очень важен. И очень важно донести его в такой интересной и современной форме, прежде всего, направленной на молодёжь. Мне кажется, фестиваль сможет добиться этого эффекта. Фестиваль уже вызвал дискуссию — это залог того, что мы вправе говорить об интересе воронежцев к этому мероприятию.
Русский писатель, литературный критик, актёр и музыкант Захар Прилепин встречался с губернатором в феврале. Тогда и было решено провести в Воронеже «Русское лето». Судя по всему, писатель, ставший президентом фестиваля, остался доволен результатом и выразил благодарность главе области за помощь в организации «Русского лета»:
«Александру Викторовичу огромное спасибо за то, что он нам доверился и с нами это замечательное дело затеял. Спасибо, воронежцы!»
По мнению Прилепина, родную историю нужно воспринимать как живую и близкую каждому современному жителю нашей страны.
«Есть такое выражение — «нить эпох», — затронул Захар философские мотивы. — Когда мы смотрим исторические сериалы — иногда хорошие, иногда не очень, — у нас создаётся ложное впечатление, что в прежние времена жили какие-то «деревянные» люди, «буратины», которые разговаривали «квадратным» малоумным языком. «Марфа, подай-ка мне воды!» «Выпей, Сенюшка, водицы!» Всё это неправда. Если вглядываешься вглубь времён — читаешь тексты, изучаешь кулинарию, песенное и былинное наследство нашего народа, — понимаешь, что предки совершенно ничем от нас не отличались. У них были те же страсти, те же влюблённости. И даже геополитические представления были ровно те же самые. У русских были те же братья, те же друзья и те же враги. Мы потихоньку, полегоньку, какими-то робкими шажками стараемся втянуть и взрослых, и молодых, и самых маленьких в эту историю: через музыку, через театр, через военных реконструкторов».
Среди «ордынцев» и «царских офицеров»
После этого выстрелом из пушки был дан старт началу фестивального парада. Возглавили колонну губернаторский эстрадно-духовой оркестр, за ним шествовали реконструкторы и другие участники фестиваля. Парад прошёл по центральной аллее парка от входа до пруда.
Захар Прилепин показал Александру Гусеву тематические площадки фестиваля. Сразу за входом гостей встречала книжная ярмарка — в палатках были представлены книги о литературе, политике, истории, философии, выпущенные известными российскими издательствами. Был и большой отдел детской литературы, где, к примеру, продавались переизданные учебники 40-х-50-х годов, которые, по мнению некоторых экспертов, отличаются особой глубиной, логикой и простотой изложения материала.
Особый интерес Александра Гусева вызвала палатка, в которой были разложены старинные музыкальные инструменты, мастерски сделанные создателем Музея забытой музыки Сергеем Плотниковым. Все желающие могли послушать, как звучат гусли, пастушеский рожок, жалейка и т.п.
Недалеко под трёхцветным русским флагом стали лагерем солдаты Первой мировой. Тут же располагалось артиллерийское орудие той эпохи. «Царский офицер» поговорил с губернатором и рассказал ему о реконструкции знаменитой «атаки мертвецов» — эпизода героической обороны крепости Осовец в Польше. Саму атаку реконструкторы показали гостям фестиваля на следующий день.
За Гуляй-городом — повозками, на которых были установлены пушки — расположились стрельцы, пехота XVI–XVII веков. При подходе Александра Гусева они дали два залпа: один — из орудия, второй — из мушкетов.
На глади пруда расположилось судно — настоящая древнерусская ладья из тех, что ходили от Воронежа вниз по Дону и дальше по Чёрному морю — вплоть до Константинополя. Необычайной мелодикой завораживала слушателей старинная колёсная лира, звуки которой раздавались с расположенной рядом небольшой сцены.
Кухня, танцы, спектакли
Но фестиваль был не только пространством истории, но и пространством литературы. Одним из главных событий первого дня стал рассказ Захара Прилепина о своей новой книге про Сергея Есенина, которая в ближайшее время выйдет в серии ЖЗЛ.
Два дня, с утра до вечера на разных площадка фестиваля проходили лекции об истории и литературе, дискуссии между писателями и историками, реконструкции известных сражений. Гости могли потанцевать на балу XIX века, многое узнать о ткачестве, кузнечном деле и других старинных ремёслах. Была организована кулинарная ярмарка с литературной кухней (по рецептам из классических произведений), донской кухней (кухня Воронежской губернии) и этнической кухней (кухня многонационального Воронежа).
В субботу, несмотря на накрапывавший время от времени дождь, воронежцы до отказа заполнили Зелёный театр, где под вечер прошёл концерт известной рок-группы «Калинов мост». На следующий день не меньше людей посмотрело спектакль Активного театра и группы 25/17 «Обитель. 16 рота», поставленный по роману Захара Прилепина.