Третьего декабря в России ежегодно отмечается День юриста. «АиФ-Воронеж» спросил у юриста Виктории Болотиной, с какими основными правовыми проблемами столкнулись россияне в пандемию коронавируса. Снижение зарплаты, просрочка по кредиту, переплата за дистанционное обучение – разбираем вместе с экспертом наиболее часто встречающиеся проблемы.
Проблема первая. «Невозможно вернуть деньги за билеты, если концерт был перенесён или отменен»
«В июне изменились правила возврата денег за билеты на отмененные мероприятия. Раньше организаторы должны были почти сразу вернуть все деньги, даже если концерт просто перенесли на несколько месяцев. Теперь все изменилось. Новые условия действуют только при отмене мероприятий из-за режима повышенной готовности – как раз то, что введено сейчас в Воронежской области.
По закону у организатора есть 14 дней, чтобы сообщить о новой дате концерта, после отмены режима повышенной готовности. Либо же они должны разместить информацию о переносе мероприятия на сайте, а конкретную дату объявить в течение 180 дней. Сам концерт не обязательно должен состояться в эти 180 дней, тут главное успеть объявить саму дату.
Когда же вернут деньги? Теперь установлены два срока, когда можно обратиться с требованием вернуть деньги за билет:
· шесть месяцев (180 дней) с даты отмены режима повышенной готовности, если мероприятие отменили;
· девять месяцев, если его перенесли, но вовремя об этом не сообщили.
Фактически свои деньги за отмененный концерт можно ждать больше года. Никаких процентов и неустоек за это время не полагается. Мероприятие при этом может состояться, когда пройдет на него интерес или у вас не будет возможность на него попасть».
Проблема вторая. «Сделал предзаказ на товар за установленную сумму, но позже выяснилось, что из-за кризиса цена на него повысилась»
«Безусловно, вы имеете право получить товар по названной продавцом цене. Что делать? Для начала постарайтесь по телефону с оператором договориться о первоначальной оплате. Если не помогло, пишите претензию на имя магазина, изложите в нем все факты, при написании опирайтесь на Постановление Правительства от 27.09.2007 г. №612. К письму обязательно приложите распечатанное сообщение с подтверждением заказа. Затем направьте претензию заказным письмом с описью вложения почтой России. Чек и опись оставьте себе. Если претензия не помогла, пишите жалобу в Роспотребнадзор. Сделать это можно через интернет-приемную. Конечно, можно и обратиться в суд. Однако в жизни покупатели ограничиваются претензиями или просто идут в другой магазин».
Проблема третья. «Не могу вернуть деньги за «прогоревшую» туристическую путёвку»
«Опираться можно на Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и закон «О защите прав потребителей». Первым делом нужно обратиться к туроператору с заявлением о возврате денежных средств. Обращаю внимание, что законом не предусмотрена обязанность заполнять именно предоставленный оператором бланк заявления, его можно написать в свободной форме и даже от руки. Поэтому не забудьте точно указать все свои данные: номер и дату договора, полное наименование тура (срок, страна/место, на чем едете, гостиница и пр.).
Почему я советую писать претензию собственноручно, а не доверять ее написание туроператору? Все очень просто – компания не заинтересована в возврате денежных средств, поэтому большинство туроператоров ставят в бланк заявления фразу: «Прошу аннулировать тур».
Однако возврат денежных средств невозможен без расторжения договора. Именно по этой причине условия аннулирования и условия расторжения договора вынесены в разные разделы договора с туроператором. Так происходит в большинстве случаев, поэтому в бланке заявления должна быть обязательна фраза «Прошу возвратить денежные средства в сумме». Оставьте себе копию вашего заявления.
Время идет, а деньги не возвращают? Нужно обращаться в суд, а правильно написанное заявление вам в помощь. При написании иска в суд ссылайтесь на ст. 6, 14, 10 ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ», ст. 7, 31 закона РФ «О защите прав потребителей». Еще весной\летом этого года вернуть деньги у туроператора было чем-то невозможным, однако сейчас есть положительная судебная практика по разрешению данных споров».
Проблема четвертая. «Мне сократили зарплату в период пандемии»
«Снижать заработную плату работодатель имеет лишь в одном случае – была достигнута договорённость с сотрудником. На практике же зарплату снижают просто так, что же делать? Написать письменную претензию работодателю. Ответ ждать десять дней. А вот копию с отметкой о том, что заявление принял сам начальник или отдел кадров, оставьте себе. Следующий шаг – обратиться в Государственную инспекцию труда. Ответ от инспекции нужно ждать 30 дней. И, наконец, - жалоба в прокуратуру. Можно подать данный документ даже через интернет-приемную, ответ ожидать также 30 дней. И инспекция труда, и прокуратура проведут проверку по факту нарушения ваших трудовых прав».
Проблема пятая. «Просрочил выплату по кредиту из-за снижения доходов»
«Если ожидается просрочка платежей по кредиту из-за снижения доходов, то прятаться от банка я вам не рекомендую. Первым делом, сообщите вашему банку (или другим кредиторам) о сложившейся ситуации и запросите вариант реструктуризации задолженности. Сделать это можно и по обычному телефону, но лучше всего оформить ваше требование письменно. Обычно банки идут на встречу. При реструктуризации банк может изменить сроки платежей или уменьшить ежемесячный размер платежей.
Если вариант с реструктуризацией вам не подошел, можете написать заявление на предоставление кредитных каникул. Согласно закону, заемщики, чьи доходы существенно снизились из-за ситуации с коронавирусом, могут получить кредитные каникулы. Отсрочку на шесть месяцев можно получить лишь в случае, если доход за последний месяц снизился более чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом за 2019 год. Однако следует помнить, что каникулы — это не прощение долга, а отсрочка платежа, перенесенная на будущее».
Проблема шестая. «Хочу вернуть деньги за оплаченное очное обучение, потому что вуз перешел на «дистанционку»
«Довольно интересный вопрос. Все мы помним, что в конце ноября этого года московские студенты МГУ собирались подавать коллективный иск к университету о снижении стоимости обучения. На данный момент к иску присоединились 25 студентов с разных факультетов.
Теоретически, стоимость обучения снизить возможно, однако многое в суде будет зависеть от аргументации сторон и от их доказательств. Это первый подобный иск в России, поэтому судить об исходе дела рано. При этом в самом законе «Об образовании в РФ» достаточно размыто прописаны стандарты качества образования, поэтому в суде будет сложно. Мы внимательно следим за исходом дела».