Примерное время чтения: 10 минут
956

«Адский труд, но хорошие деньги». Воронежский студент о работе проводником

Павел Бражников / Из личного архива

Началась осень, каникулы для школьников и студентов закончились. Одни отдыхали и наслаждались теплыми деньками, вторые - работали. В их числе 23-летний студент факультета прикладной математики и механики Воронежского государственного университета Павел Бражников. Юноша уже третий год является членом Российских студенческих отрядов – крупнейшей молодежной организации страны.

Молодой человек работает проводником на железной дороге. Корреспондент vrn.aif.ru  поговорила с Павлом и узнала, почему он выбрал данное направление, какие деньги можно заработать в этой профессии и почему не хочет связывать с ней свою жизнь.

Желание, сила воли и выдержка

Евгения Перова, vrn.aif.ru: Паша, расскажи, пожалуйста, подробнее о студенческих отрядах проводников (СОП). Как в них можно попасть?

Павел Бражников: Члены СОП трудятся проводниками пассажирских вагонов. Это работа для тех, кто любит романтику железной дороги. Наша главная задача – обеспечить максимальный комфорт пассажиров. Также проводник работает с техническим оборудованием вагона: водоснабжением, отоплением, электроснабжением, вентиляцией, поддерживает чистоту в вагоне.

Для меня СОП — это семья. Это работа  не только на лето, но и на другие сезоны. Многие ребята отсеиваются, и это нормально, так как железная дорога — не для слабых. По сравнению с другими отрядами проводники получают более высокую зарплату, но наравне с этим они сталкиваются с адским трудом.

- Что ты имеешь в виду?

- Например, состав едет, в нём 54 пассажира, а у тебя ломается кондиционер. Эту проблему надо решить. В то же время какой-нибудь пассажир выпил и начал приставать к женщинам – урегулирование этого конфликта тоже ложиться на твои плечи. А тебе ещё нужно разнести чай, протереть стаканы и выполнить кучу других задач. Когда все это наваливается одновременно, неподготовленные люди могут запаниковать, так как у них не выработан четкий алгоритм действий для авральных ситуаций. К такому нужно приспособиться. Только после этого люди начинают, словно по щелчку, работать. В общем, СОП — это сложные человеческие отношения, а также труд, к которому нужно быть готовым.

- Как можно попасть в СОП?

- Попасть в СОП очень легко — нужно просто подать заявку. Если человек не знает, какие отряды есть, то ему следует зайти в группу ВСО (Воронежские студенческие отряды) и написать администратору в личные сообщения о желание вступить в отряд. Там уже расскажут подробнее о каждом направлении. Однако есть и другие варианты — сразу написать в студенческие отряды ВУЗа, где есть штаб, или на прямую в выбранный отряд. В каждой группе есть ссылка на анкету, которую нужно заполнить. Это некая характеристика, чтобы комсостав заочно оценил человека и его способности и даже предугадал, как сложится работа с новым кандидатом.

Заявки принимаются не сразу, несмотря на то, что онаиприходит в тот момент, когда человек нажимает кнопку «отправить». В конце осени или в начале зимы формируется беседа из всех кандидатов, где публикуется информация по первому собранию. На нём подробнее рассказывают о работе, которая предстоит.

— Существует ли иерархия внутри отряда?

— У нас в отряде есть командирский состав (комсостав) — медик, мастер, комиссар и командир. Каждый должен качественно исполнять свою роль. В отряде проходят выборы, все относятся к этому очень серьезно, так как проводники — это самое сложное направление. Комсостав должен быть к этому готов.

— Вы проходите специальное обучение прежде, чем приступить к работе?

— Обучение в студенческих отрядах длится примерно месяц. Потом мы сдаем экзамены. Проходит всё это во ВГУИТе. Первые две недели считаются лекционными, третья неделя нужна для практики в ДЕПО (пункт формирования), чтобы студенты посмотрели вагоны, так как есть люди, которые никогда не ездили в поездах. А четвертая неделя у нас экзаменационная. В нашем отряде и ещё в некоторых других есть ещё и ночные сборы, где мы гоняем кандидатов по теории, и это очень помогает уже на итоговом экзамене.

— Всё так же, как в институте. А как именно проходит экзамен?

— В помещение сидят три экзаменатора, каждый принимает по две-три темы. У нас всего их восемь: пожарная безопасность, механическое оборудование и т.д. Сдаешь у одного, переходишь ко второму, затем к третьему. И после получаешь результат. От него зависит, в какое структурное подразделение ты поедешь. Этот выбор делает Центральный штаб студенческих отрядов. И уже воронежский штаб решает по результатам, какой отряд и куда поедет. Хорошие отряды едут в места, где больше платят. Например, в Москву.

— Что должен знать студент, который только пойдет на обучение?

— На самом деле ничего. У него должно быть желание, сила воли и выдержка, чтобы поехать летом работать. Даже если этого нет, то студент обязан быть готов преодолеть все трудности и приобрести все эти качества. Люди, которые уже отработали целину (период летних каникул – прим. ред.), очень взрослеют. Они приходят детьми, а уходят взрослыми, так как сталкиваются с серьезной работой.

Фото: Из личного архива/ Павел Бражников

«Работаю, чтобы не зависеть от родителей»

— Ты рассказал, что работа проводника — это очень сложно. Так почему же ты выбрал это направление?

— В первую очередь меня подкупила возможность заработать, пообещали 120 тысяч за лето. По сути, такую сумму правда можно заработать, но всё зависит от того, сколько ты будешь ездить и где будешь работать. Я тружусь уже третье лето, чтобы зарабатывать на жизнь и не зависеть от родителей. И получается! Я уже который год не прошу денег на карманные расходы. Но потом всё как-то закружилось-завертелось, и отряд стал для меня не просто работой. Деньги теперь — приятное дополнение. Я просто обожаю свой коллектив.

— Сколько раз ты работал проводником?

— Я работал три сезона — майские пассажирские перевозки, целина, а также зимние перевозки.

— По каким направлениям ты работал?

— Перед тем, как выезжать на своё направление, тебя отправляют на стажировку. Обычно она длится три-четыре дня. Моя первая стажировка была по направлению «Воронеж-Москва», она была перед майским выездом. Потом меня откомандировали  на направление «Белгород— Москва». Я специально сделал это шаг, так как был еще «зеленым» и перед летом хотел набраться опыта. Также был рейс «Белгород-Санкт-Петербург-Москва». На зимних перевозках я работал по направлению «Москва-Пенза», а летом - «Санкт-Петербург-Евпатория».

— Наверняка у тебя есть интересные истории из поездок! Поделись некоторыми из них.

— Историй и правда много. Мы всегда рассказываем их ребятам, которые приходят к нам в отряд. Именно от историй они вдохновляются и хотят попробовать себя в этой профессии. Мне как-то показывали видео с камер, где пассажир просто шел по тамбуру, поджог зажигалкой постельное белье и ушёл в другой вагон. Затем вернулся, потушил огонь и ушёл.

Ещё была история с котом, которого тайком провезли в моём вагоне. В некоторых провоз животных разрешен, а в других нет. В конце рейса в Евпатории ко мне подошел пассажир и поблагодарил за то, что я разрешил провезти кота. А я стоял и ничего не понимал, так как не знал ни о каком коте. Забавная история.

 «Огорчает отношение пассажиров к проводникам»

— Ты уже перечислил некоторые обязанности проводников, но это же не всё. Что же вы ещё делаете?

— Если говорить про РЖД, то проводник должен явиться в пункт формирования (ДЕПО) в момент инструктажа, а лучше заранее, чтобы  расписаться за выход в рейс и уже в форме проводника пойти на инструктаж, где рассказывают об особенностях работы. Например, что нельзя забывать будить пассажиров и так далее. Делается это для того, чтобы обновить в памяти теорию и предотвратить ошибки. После инструктажа проводник принимает вагон и пересчитывает мягкое (подушки, одеяла, матрацы и т.д.) и жесткое (вилки, ложки, ножики, посудада и т.д.) имущество. Это очень важно, так как после рейса ты снова всё проверяешь, и если у тебя будет недостача, то ты за это расплачиваешься.

Если после проверки вагона в нём чего-то не хватает, то мы идём к охраннику и выписываем акт. После всех формальностей нужно расставить мусорные мешки, повесить гигиенические принадлежности и растопить титан за 30-40 минут до посадки.

Вагон мы подготовили, теперь дожидаемся посадки и начинаем проверять документы. Затем проводники стоят в позе «смирно» в сторону вокзала, перед дверью, чтобы не проскочил какой-нибудь заяц. За пять минут до отправления мы заходим в вагон и следим за порядком уже внутри. А в пути следования нужно раздать постельное белье, продать чайную продукцию, если пассажиры попросят, вымыть пол, убраться в туалете и много-много другого.

— Какой у вас график работы? Отдыхать же тоже нужно.

— Мы можем стоять в «двойке» или в «тройке». В первом случае на вагон приходится два проводника, а во втором - три человека на два вагона. График может быть 8/4, то есть восемь часов ты работаешь, а четыре отдыхаешь или 12/6. Спать в вагоне сложно, ты никогда не высыпаешься, поэтому все ходят, как зомби. Из-за графика 8/4 режим ужасно сбивается, и мозги у человека уже не работают.

— Коллектив и зарплата — это плюсы. Но наверняка есть ещё и минусы? Расскажи о них.

— Главный недостаток - это отношение к работе проводника со стороны многих пассажиров. Раньше эта профессия была уважаемой. Проводник — царь и Бог на вагоне, и люди с ним считались. А сейчас все возмущаются и жалуются по мелочам. Бывают, конечно, вежливые пассажиры, но это не отменяет того факта, что недовольных хватает. Кроме того, некоторые пассажиры воруют – подстаканники, пледы, полотенца и так далее. А отвечать приходится проводникам.

— Хочешь ли ты связать свою жизнь с железной дорогой?

— Нет, не хочу. Железная дорога затягивает: платят много, по сути, можно работать без образования. Однако это очень тяжело, я не планирую провести всю свою жизнь в поездах. Хочется заниматься своими делами. Хотя не исключаю, что в будущем я вернусь к этой профессии, если вдруг наступят  трудные времена.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах