У каждого своя позиция. Кто-то доволен действующей властью, кто-то – нет. Но, пожалуй, немного найдётся взрослых людей, которые всерьёз желают потрясений. Для того, чтобы свести к минимуму риск политических передряг, предлагаются поправки к Конституции. Президент готов поделиться властью с Государственной Думой и Советом Федерации. Для чего делается такой шаг?
Довольно «перестроек»?
У России испокон веков были проблемы с преемственностью власти. Цари, императоры, генеральные секретари, занимая высший пост, часто стремились порвать отношения с «проклятым» прошлым, очернить предшественника и предпринять очередную «перестройку».
Результатом становились острые политические конфликты и экономические неурядицы. Замирали на полпути грандиозные проекты, вроде Трансполярной железнодорожной магистрали и Сталинского плана преобразования природы, люди надолго теряли доверие к власти.
Построить устойчивую систему не удавалось даже самым выдающимся нашим историческим деятелям – после смерти руководителя претенденты на трон сразу начинали рвать друг друга на части, а у холопов во всю трещали чубы.
Мы живём в интересное время – сегодня предпринимается попытка покончить с этой нехорошей традицией. Будет ли эта попытка удачной, во многом зависит от нашего с вами решения.
Спасительный баланс
Итак, в чём суть поправок? Государственная Дума будет утверждать представленную президентом кандидатуру премьер-министра и представленные главой правительства кандидатуры вице-премьеров и федеральных министров, за исключением тех, что относятся к силовому блоку.
В свою очередь, силовиков – тех, кто ведает вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, общественной безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, - президент сможет назначить только после консультаций с Советом Федерации. То же самое касается и генерального прокурора.
Главный смысл изменений состоит в том, что власть не должна замыкаться на одного человека, каким бы выдающимся руководителем он не был. Всегда есть опасность, что на смену придёт персонаж сомнительных моральных и интеллектуальных качеств, который разом перечеркнёт многолетний труд целого народа. А вокруг будут лишь послушные исполнители, не способные самостоятельно мыслить и предлагать альтернативу. Тем, кто помнит времена Горбачёва и Ельцина, не нужно объяснять, как это бывает.
Можно поддерживать Путина, можно его критиковать. Но нынешние изменения должны сделать систему власти более демократичной и одновременно более сбалансированной, а значит, устойчивой. И это лишний раз говорит о том, что президент не собирается оставаться в своём кресле навечно.
Кроме того, поправки создают важные ограничения для всех, кто собирается претендовать на верховную власть в стране. Президентом сможет стать лишь тот, кто не меньше 25 лет постоянно проживает в России, не хранит деньги в иностранных банках, не имеет и никогда не имел чужого гражданства или вида на жительство.
Исключение сделано лишь в отношении гражданства стран, которые полностью или частично вошли в состав России. Это, прежде всего, касается тех, кто жил в Крыму до 2014 года.
Вряд ли стоит объяснять, что это необходимо. Такие ограничения должны снизить риск того, что к власти придёт человек, интересы которого находятся там же, где его деньги. Нынешнее голосование может стать страховкой от такого воистину несчастного случая.