Каждый год в Воронеже открывается хотя бы одно заведение клубного формата. И очень многие заведения объявляют о прекращении работы, едва отпраздновав годовщину. Почему так происходит? Ведь проблем с наполняемостью у воронежских клубов нет: город уверенно держит позиции центра молодежи, студенчества и кутежа. «АиФ-Воронеж» спросил у владельцев заведений о том, что мешает развлекательному бизнесу развиваться.
Летние каникулы
10 июня жизнь воронежских тусовщиков омрачила новость – совладелец клуба «НИГИЛИСТ» Андрей Пыринов объявил о продаже своей доли проекта. Об этом молодой бизнесмен написал в соцсетях. Поклонников клуба, конечно, поспешили утешить: заведение не закрывается, а просто переходит в другие руки. Что в итоге станет с заведением – вопрос, ведь ровно месяц назад, 31 мая, новый проект «НИГИЛИСТ» отпраздновал магическую для воронежских клубов дату - один год своего существования.
Недавно стало известно, что клуб уходит на каникулы до сентября. Как объясняет Андрей, такое решение было принято из-за отсутствия уличной веранды, необходимой летом. Весной организаторы заведения собирались ее открыть, но этого не случилось, видимо, по финансовым причинам. Андрей Пыринов, считает, что без летней веранды «летом все в крупном просадке».
Кроме того, заведение было открыто на кредитные средства, а в летний период, по словам бизнесмена, проект тянуть тяжело, так как помимо аренд и зарплат необходимо выплачивать платежи по кредиту. Возможно, этим можно объяснить причину затяжных летних каникул.
БезДОМные
Одним из самых громких закрытий предыдущих лет было прекращение работы арт-пространства «ДОМ», проработавшего около полутора лет. Один из самых масштабных развлекательных проектов города, растянувшийся сразу на три этажа в центре Воронежа, планировался не только как клуб, но и как выставочное пространство. Кстати, в этом же здании за год до этого закрылось еще одно заведение клуб – «ПРОспект», просуществовавший пять лет. Аудиторией «ДОМа» была, в основном, творческая молодежь, он привлекал студентов и неформалов яркими вечеринками, нестандартным подходом к подбору музыки, смелым дизайном и возможностью самовыражения. Для многих стало потрясением закрытие столь популярного места.
Выйти на связь с директором заведения нам не удалось, но люди, хорошо знакомые с проблемами клуба, рассказали о причинах закрытия. Главной из них стало отсутствие лицензии на продажу алкогольной продукции. А частые, как говорят, «плановые визиты» полиции в заведение прямо посреди вечеринок наделали много шуму. До сих пор неизвестно, были они связаны с незаконной реализацией алкоголя в заведении или находились другие причины. К тому же, на шум из клуба постоянно жаловались жители окрестных домов, предлагавшие даже выкупить свои квартиры из-за невозможности жить в них. В итоге заведение распалось, не просуществовав и года.
Разлад с собственниками послужил причиной закрытия «Бар-цеха» в 2018 году. Говорят, что 14 февраля, накануне проведения праздничной вечеринки, собственники просто сменили замки. Организатор «БЦХ» Михаил Азаров назвал три основные причины, повлиявшие на закрытие: высокую арендную плату в городе, нехватку оборотных средств и опыта и неадекватность собственников.
Нужна другая площадка
В ноябре 2017 года закрылся клуб «Вышка». Совладелец бизнеса Юрий Некрасов рассказал, что заведение просто решило сменить площадку, так как находилось в здании кинотеатра «Юность», а заведения преследовали разные цели.
«Мы решили поменять площадку, уйти из «Юности» всеми своими проектами», - рассказывает Юрий.
Организатор подтверждает, что проблем с посещаемостью у городских клубов нет: «Воронеж – студенческий город. У молодежи есть потребность в социализации и активном праздном времяпрепровождении круглые сутки».
По мнению Некрасова, аудитория клубов в Воронеже сегодня – это люди до 27 лет.
«Возрастной этап «27+» – это семейные люди, у них мало времени для праздности такого формата и желаний социализироваться почти нет. Для категории «30+» важно сохранить семью и расширить зону комфорта. Подобные ночные клубы характерны для свободных от обязательств и вольных людей. Более зрелые формирования – это клубы по интересам, творческие и культурные мероприятия, праздники различных элит».
Мнение эксперта
«В условиях высокого спроса на услуги можно держать достаточно высокие цены для окупаемости, в том числе, и дорогой аренды. И в этом случае мы скорее имеем дело с кризисом жанра - целевая аудитория устала от предыдущих форматов ночных клубов и пока не получила ничего нового, - считает экономист Евгений Гаврилов. - Клиентов становится всё меньше, платежеспособность ниже. В итоге - недостаточная маржа, чтобы окупать аренду в большом помещении в центре города. Не оправдываю владельцев коммерческой недвижимости за высокие ставки, но и обвинять их в сознательном препятствовании развитию чужого бизнеса, в частности, ночных клубов, неверно. Каждый хочет заработать и боится упустить выгоду - договор подписывается один раз на долгий срок с ограничением по увеличению арендной платы. Лучше дольше принимать решение на входе в сделку, но получить дополнительные деньги в течение долгого срока. Это нормальная девелоперская логика. В любом бизнесе сейчас крайне важна уникальная идея и способность донесения этой идеи до целевой аудитории. Всё остальное - оборотные деньги, помещения, персонал - находятся. Ищите интересное предложение по новому формату - и будет вам счастье».