Примерное время чтения: 4 минуты
96

Ни кнутом, ни пряником. Молодой преподаватель о том, как учить без двоек

Светлана Образцова:
Светлана Образцова: "В душе я вечный студент". / Евгения Перова / Из личного архивa

Когда учиться - в удовольствие

Юрий Голубь, vrn.aif.ru: Светлана, когда вы поняли, что вам нравится преподавать?

- У меня бабушка была учителем начальных классов, так что мы с братом с самого раннего детства играли в школу.

Я получила два высших образования и пошла работать на предприятие. Но захотелось вернуться в науку – наверное, в глубине души жила мечта совершить открытие. Поступила в аспирантуру. Проходить педагогическую практику мне понравилось, я поняла, что меня вдохновляет передавать людям знания.

Есть преподаватели, которые полностью отдают себя предмету, есть равнодушные. Конечно, от этого очень сильно зависит результат. Лично для меня всегда было важно, чтобы мои студенты сами захотели заниматься.

- Получается ли найти взаимопонимание с поколением ЕГЭ?

- Да я и сама из поколения ЕГЭ. Правда, при мне эта система только начинала складываться. К тому же я в душе – вечный студент, по крайней мере, об этом говорят мои родные и друзья. А поэтому большой разницы с теми, кого учу, не чувствую. В любой группе всегда кто-то хочет, а кто-то не хочет заниматься. Конечно, я стараюсь добиться знаний, но не кнутом и пряником.

- А чем?

- У меня самой был преподаватель по физике – он никогда не ставил зачёт по лабораторной работе, пока не видел, что ты понимаешь, о чём рассказываешь. Двойки тоже не ставил – объяснял, пока не поймёшь. И я стараюсь работать так же: чтобы студентам было в удовольствие добраться до знаний.

Ведь можно сдать экзамен и всё равно выйти из аудитории с пустой головой. Хочется, чтобы знания остались с человеком навсегда. Мне очень нравится, когда студенты, которых я уже давно перестала учить, помнят меня и здороваются. Значит, я им дала что-то ценное, у них осталось приятное впечатление и обо мне, и о предмете.

- И как их удаётся заинтересовать?

- Сейчас всё обучение строится на визуализации. Большинство лекций мы разрабатываем как презентации. Используем проектор, показываем обычные и объёмные картинки.

В 2006 году, когда я поступила в вуз, ещё писали мелом на доске. В 2011, когда начала учиться в магистратуре, уже использовались маркерные доски. Сегодня и то, и другое уже в прошлом.

Большую роль сыграл и опыт 2020 года, когда пандемия заставила перейти на «дистанционку». Были аудиолекции, экзамены мы принимали по видеосвязи. И, конечно, занятия в форме презентаций были большим подспорьем.

- Действительно, «удалёнка» стала серьёзным испытанием и для студентов, и для преподавателей. Насколько быстро вы смогли приспособиться?

- Конечно, было трудно. Переходить на новый режим нужно было экстренно, без долгой подготовки. Ни один вуз не был технически подготовлен к такому формату работы. Пришлось срочно переделывать расписание, Интернет не выдерживал нагрузки. Но справлялись.

Конечно, студентам было проще. Они и в очном формате всегда умудряются списывать, а тут сам Бог велел.

Тортики и перепёлки

- А если б не работа в вузе, чем бы вы занялись?

- У меня есть хобби, которое теоретически могло бы перерасти в нечто большее. Оно тоже связано с пищевой промышленностью – мне очень нравится готовить тортики и другие десерты. Все друзья это знают, и, когда я однажды пришла на посиделки без торта, чай пить было не с чем: никто не был готов к такому форс-мажору. У меня даже прозвище в близком кругу – Света-Тортик.

- А что же стало с мечтой об открытии?

- Я – руководитель одного гранта, со мной в команде – две аспирантки, мы занимается исследованиями: разрабатываем кормовую добавку для перепелов с использованием амаранта. Биохимический состав мяса и яиц должен улучшиться, и потребитель получит вкусный и полезный продукт хорошего качества.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах