166

Приведет к снижению мотивации у детей. Учитель – об отмене оценок в школе

Учитель географии в воронежской средней школе №13.
Учитель географии в воронежской средней школе №13. / Светлана Колмыкова / Из личного архива

Первого сентября отмечается День знаний. В преддверии нового учебного года «АиФ-Воронеж» обсудил современное образование, отмену оценок и роль школы в жизни ребенка с учителем географии и классным руководителем пятого класса воронежской средней школы №13 Светланой Колмыковой.

«Нам нужна достойная смена»

Ирина Долгих, «АиФ-Воронеж»: Светлана Витальевна, по вашим наблюдениям, образование для нынешних детей обесценено своей доступностью?

Светлана Колмыкова: Образование – неотъемлемая часть нашей жизни. Важность его заключается в получении необходимых знаний, умений и навыков применения их на практике. Я не считаю, что современное образование обесценено. Грамотность – это огромный плюс в развитии человека, а, значит, и общества.  

- Насколько правильно было отменить практику оставлять отстающих учеников на второй год? Среднее образование должно быть правом или обязанностью?

- Сейчас любого ребенка переведут в следующий класс, дадут второй шанс. Дети подтягивают свои «хвосты» на каникулах. По моему мнению, это не плохо, если такие ситуации не войдут в привычку. Согласно законодательству, начальное, среднее и общесреднее образование обязательны. Я считаю, что так и должно быть – нам необходимо растить достойную смену, ведь Россия всегда славилась высоким уровнем образования.

«Школа – это не только знания»

- Как изменился подход людей к образованию?

- Современное образование диктует новые правила. Сейчас действительно стало не нужно что-то зубрить. Важно уметь применить полученные знания на практике, ориентироваться в большом объеме информации, ранжировать ее, анализировать. Но, конечно, для более точных знаний, заучить важную часть придется.

- Можно ли школьное образование назвать ценностью, которая превращает маленького человека в члена общества?

- Безусловно. Школа – это ведь не только знания. Она дает навыки критического мышления, а также учит умению взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми. Таким образом, готовит нового современного, интеллектуального и социализированного члена общества.

- Разделение по профилям обучения после начальной школы – насколько это удобно и оправдано?

- После окончания начальной школы дети переходят в среднюю, затем в старшую школу. К моменту более углубленной подготовки дети должны понимать себя, свои интересы, способности. Здесь необходимо детально познакомить с самыми разными направлениями, чтобы учащиеся смогли сделать осознанный выбор. Деление на профили – это оправданная необходимость. Ведь ранняя профилизация – основа для успешного самоопределения школьника.

«Детям нельзя даже тряпку намочить»

- Считается, что двойки и тройки отбивают у ребенка желание учиться. В связи с этим предлагается отменить оценки в школах. Как вы относитесь к такой инициативе?

- У меня был опыт работы в стране содружества, где применялась безотметочная система. Контроль строился на применении критериев, которые разрабатывались учителем к каждой работе. Такая система оказала еще большую загруженность на педагогов, дефицит времени на уроке. Дети не видели свои проблемы, а родители не понимали, что и как нужно отработать с ребенком дома. Было снижение мотивации у школьников. Я считаю, что любой труд должен оцениваться и поощряться. Поэтому я против такой инициативы.

- Как поменялись дети и родители?

- За мою практику работы в школе, конечно, произошли изменения. Очень ярко это наблюдается на трудовом воспитании  – детям нельзя даже тряпку намочить, не говоря уже об уборке класса и пришкольной территории. Все это порождает лень, неумение трудиться. Меняется время, меняются и родители, и дети. В конфликтных ситуациях родители стали чаще принимать сторону ребенка. Может это и правильно, но объективный разбор конфликта просто необходим. Конечно, родитель меняет свое начальное суждение после беседы с учителем, а потом принимает более взвешенное решение в отношении ребенка. Поэтому постоянное сотрудничество между родителем и педагогом необходимо.

- Как можно полюбить чужих детей?

- Учительская любовь еще как существует! Она выражается в неравнодушии, в поддержке, наставлении, в умении выслушать и понять. И с целым классом справиться легко – нужно просто заинтересовать детей. А для этого надо самому быть интересным.

Терпение и самообразование

- Что должен уметь педагог, чтобы найти общий язык с нынешними детьми и родителями?

- Современный учитель понимает всю ответственность воспитания и обучения школьников. Помимо профессионализма необходим еще ряд качеств. Первое – это терпение. Сейчас растет количество гиперактивных детей и высокая требовательность со стороны родителей. Второе – это непрерывное самообразование. Последние годы показали нам всем необходимость применения информационных образовательных технологий. Третье – творческое отношение к работе. Учителю  нужно применять новые подходы к работе, быть креативным. Четвертое важное качество – это умение отдыхать и вовремя остановиться. Тогда ваша полезность будет продолжаться дольше. Профессиональное выгорание у учителя наступает раньше, чем он сам это замечает. И последнее – это быть оптимистом. Такой настрой, безусловно, передается и детям.

- Как вы относитесь к тому, что общество выдвигает педагогам много запретов?

- Раз уж мы выбрали такую профессию, значит должны нести в мир определенные ценности. На нас смотрят и дети, и родители. Я считаю, что нужно разделять личную жизнь и работу. Отношение общества изменилось – многие воспринимают работу учителя как услугу. Поэтому необходимо на государственном уровне поднимать статус учителя.

- Как будет выглядеть профессия в будущем?

- Современный мир меняется очень быстро, и школа вместе с ним. В будущем учитель станет осознанно использовать информационные технологии, будет самообразованным, интересным, владеющим современными методиками. И очень важно – мотивированным.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах