Примерное время чтения: 9 минут
301

Вперёд к истокам. Каким будет импортозамещение воронежской культуры?

Юрий Голубь / АиФ
У многих воронежцев начало июня ассоциируется с Платоновским фестивалем, но в новой эпохе ему может просто не найтись места.  Будет ли регион скучать без постмодернистских инсталляций, пёстрых парадов и скандальных спектаклей? Или, напротив, найдёт собственный голос и запоёт родные песни? «АиФ-Воронеж» попытался найти ответ на вопрос, каким будет импортозамещение культуры?
 

Пустота под этикеткой

Единственным напоминанием о Платоновском стал недавний уличный спектакль ВАУ-театра «Как царь Пётр арапа женил?». Разумеется, официально фестиваль никто не отменял – его снова, как и в пандемийном 2020, перенесли на осень. Но, наверняка, он станет другим. 
 
Во-первых, не известно,  когда заработает аэропорт. Во-вторых, западные артисты и художники в Россию не поедут. В-третьих, многие условно отечественные культурные деятели – потенциальные участники Платоновфеста – стали эмигрантами. Но главное, безвозвратно изменилось время.
 
Много ли мы теряем? При прежнем губернаторе Алексее Гордееве представители местной творческой элиты, всегда тонко чувствующей конъюнктуру, оставили о его культурном детище много восторженных отзывов – мол, воронежцы «встали на цыпочки», познакомились с новейшими веяниями европейского искусства и т.п.
 
И всё же вместе с действительными звёздами мировой и постсоветской сцены воронежцам часто предлагали «современное искусство» в самом одиозном смысле этого слова. Восторги по поводу постмодернистски пустых вставок и постановок отдавали провинциализмом, а не глубоким пониманием художественного языка. 
 
И, конечно, собственно воронежского на каждом фестивале было ускользающе мало. Организаторы постоянно говорили о привлечении туристов, но турист, попавший на Платоновский, почти ничего не мог узнать ни об истории, ни о культуре, ни о современной жизни региона – да и само обращение к имени Платонова больше напоминало расписную этикетку. 
 
После начала специальной операции на Украине мастера культуры принялись массово увольняться, многие уехали из страны. Не стал исключением и Михаил Бычков, свою отставку он объяснил так: «Мир изменился и фестиваль в этом новом мире неизбежно изменится». Накануне, в феврале, многолетний покровитель фестиваля Алексей Гордеев в Госдуме не голосовал за признание народных республик Донбасса и не попал в санкционный список. 
 
 

Предки помогут?

Но удивительным образом воронежская культура на этом не закончилась. И, кажется, выход подсказал указ президента, в котором 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России. 
 
На Воронежской земле переплелись сразу несколько ветвей русского мира: свободные крестьяне-однодворцы – потомки служилых детей боярских, слобожане-малороссы и выходцы с севера, из коренных русских губерний. Так что культурное наследие у нас богатое, и Платоновский фестиваль к нему никакого отношения не имеет.
 
В последние годы одним из главных в нашем общественно-политическом словаре стало слово «импортозамещение». И если понятно, что мы не обойдёмся без импортозамещения в сельском хозяйстве и промышленности, то почему культура должна остаться в стороне?
 
Тем более, что начало уже положено. Отличной заменой постмодернизму стало обращение к родной истории и фольклору. В конце мая Воронеж с размахом отметил юбилей царя Петра, в первый летний выходной в Центральном парке во всю ширь развернулся «Воронеж фольклорный», а 12 июня гостеприимная Новая Усмань провела фестиваль традиционной славянской культуры «На Троицу». 
 
Ведь ясно же, что в Воронеже, как и в любом из районов области, хватает красивых и талантливых людей разного возраста. Нужно только дать шанс проявить свои способности, и здесь у нас проблемы: достаточно упомянуть снос ДК им 50-летия Октября, который не стала спасать ни городская, ни областная власть.
 
 

Искусство для всех

Серьёзный удар нанесли и пандемийные ограничения.
 
«Последние два года многих выбили из колеи, - говорит директор культурно-досугового центра села Репьёвка Юлия Арцыбашева. – Прекратились репетиции, вернуться к активной работе очень трудно». 
 
Хочется надеяться, это уже в прошлом
 
«24 мая у нас в районе прошёл уже 12 по счёту фестиваль «И дух России, и её душа», - продолжает Юлия Валентиновна. – Каждый год мы вспоминаем обряды, показываем костюмы, чтобы школьники знали и любили наши традиции. У нас есть фольклорный ансамбль «Завалинка» - женщины 65+. Они самые лёгкие на подъём. Говоришь, что завтра едем на фестиваль – за ночь будут выглажены костюмы, накрашены щёчки и - вперёд. Свой народный этнографический ансамбль есть в селе Россошь – он исполняет исключительно местные песни. Такой же ансамбль мы стремимся создать в каждом селе. Каждый год на день района сёла показывают свои костюмы и традиции. Сразу видно – где Россошь, где Бутырки и т.д.». 
 
Несмотря на то, что каждый Платоновский фестиваль был громким событием, подавляющее большинство воронежцев – а уж тем более жителей районов области – знакомо лишь с его бесплатной программой. Купить билет было по силам далеко не каждому. 
 
Не случайно в 2019 году, когда бюджет Платоновфеста достиг рекордных 105,4 миллионов рублей, было распродано всего 72% билетов – дыру в 23,5 миллиона рублей пришлось закрывать из госбюджета. А ведь, по-хорошему, деньги надо тратить на то, чтобы культура была доступна всем – и в городах, и в самых дальних сёлах. К счастью, для этого уже многое делается.
 
«Мы проводим концерты, спектакли, кинопоказы в малых сёлах, где нет своих ДК, - рассказывает заведующий панинским автоклубом Денис Мишарин. – С нами туда с удовольствием ездят ансамбли из крупных сёл. Бабушки и дедушки с огромной радостью ходят на концерты, говорят: «Спасибо, что не забываете про нас». Летом, когда родители привозят детей в деревни, показываем мультфильмы. Автоклуб мы получили по нацпроекту «Культура» в 2020 году – там есть сцена, полное звуковое оборудование, генератор, кинопроектор. Из-за пандемии работали не в полную силу, но теперь, надеюсь, развернёмся».
 
 

Поддержим своих

Бывший руководитель управления культуры Воронежа Иван Чухнов:
 
«В 1990 году, когда я пришёл работать, в Воронеже не было ни одного фестиваля. Со временем их стало проводиться больше ста в год. 
 
Мы всегда вели политику, чтобы фестивали оставались преимущественно городскими по участникам – старались открыть дорогу нашим творческим людям и коллективам. Например, фестиваль «Танцующий город» собирал больше пяти тысяч участников. Приезжали люди из нашей области, но другие регионы мы ограничивали. 
 
Вместе мы создавали и Платоновский фестиваль, но с ним всё получилось с точностью до наоборот. Сначала там участвовали замечательные воронежские и российские коллективы, а потом их почти не осталось. 
 
Я говорил об этом, но проводилась линия: пусть будут только зарубежные, они лучше и несут то, что нам нужно. А ведь на самом деле, это совсем не так. 
 
Поэтому я не вижу никакой трагедии в переносе Платоновского фестиваля. Должно пройти переформатирование, нужно отказаться от наносного, лишнего, которое не давало нам ничего хорошего. Пусть участвуют российские коллективы, нашей стране есть, что показать. Нет смысла гордиться международным фестивалем – нам надо раскрывать и развивать свои творческие силы.
 
Строится музей современного искусства. Подождите, но ведь у нас нет музея народного творчества – и это в регионе-кладезе традиций, песен, ремёсел! Это неправильно. В Белгороде есть такой – потрясающий, уникальный – музей. Вот это объединяет. А мы, не зная собственной культуры, будем наслаждаться современным искусством?
 
Да, музеев много не бывает, я только за. Но создаётся музей ВДВ – что там будет выставлено? Ну, привезут из воинской части форму и парашют, которые уже есть в музее-диораме. А музей народного творчества нам необходим». 
 

Обойдёмся без упадничества

Историк, общественный деятель Николай Сапелкин:
 
«Я интересуюсь региональной культурой и сам провёл не один фестиваль. Но так получилось, что ни на одном мероприятии Платоновского не был – из общественного резонанса у меня сложилось впечатление, что он вредит области.
 
Воронежский край чрезвычайно богат – в первую очередь мы должны уделять внимание историческим фестивалям и фестивалям народной культуры. Долгое время наши «Народные забавы» и «Губернский стиль» были чуть ли не единственными, где пропагандировались местные традиции. 
 
Сейчас ситуация меняется, и я этому очень рад. Смотрите, какую мощь продемонстрировали участники «Воронежа фольклорного»! Такие события должны проходить несколько раз в год. 
 
К сожалению, надежды на «Русское лето» не оправдались – он превратился в выставку сувенирной продукции и заезжих гастролёров. 
 
А ведь, прежде всего, нужно развивать региональную культуру. Приглашение на «Платоновский» каких-то «звёзд», которые после начала спецоперации прокляли Россию и сбежали, - это низкопоклонство перед упаднической культурой Запада. Мы без этого совершенно спокойно обойдёмся». 
 

Сколько стоил Платоновский


Бюджет фестиваля:
 
2011 – 28 млн руб.

2012 – 30 млн руб.

2013 – 34 млн руб.

2014 – 38 млн руб.

2015 – 62 млн руб.

2016 – 76 млн руб.

2017 – 78 млн руб.

2018 – 96 млн руб.

2019 – 105,4 млн руб.

2020 – 51 млн руб.

2021 – 100 млн руб.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах