Даже в самые сложные времена русский народ не обходился без праздника, который не расслаблял, а объединял людей для преодоления трудностей. Каждый, кто 4 июня выходил на прогулку в Центральный парк, попадал в удивительный разноцветный мир народных костюмов, песен, танцев и ремёсел. Главной темой пятого губернского фестиваля «Воронеж фольклорный» стала петровская эпоха – регион продолжает праздновать юбилей создателя первого русского флота.
«Костюмы достались от бабушек»
Центром праздника стал зелёный театр, на сцене которого проходила концертная программа «Россия молодая» - фольклорные ансамбли из разных концов губернии исполняли то разухабистые, то трогательно романтичные воронежские песни, танцы и короткие театральные постановки. Концерт стартовал в час дня, сидеть в открытом амфитеатре под прямыми солнечными лучами было непросто, и всё же недостатка в зрителях не было.
Те же, кто не выдерживали палящее солнце и выходили прогуляться, тоже не испытывали недостатка впечатлений. Например, можно было зайти на мини-выставку народного костюма.
Трудно найти другой регион страны, где он был бы так разнообразен. Ведь на воронежской земле переплелись сразу несколько ветвей русского мира: свободные крестьяне-однодворцы – потомки служилых детей боярских, слобожане-малороссы и выходцы с севера, из коренных русских губерний. Так что даже в соседних деревнях и мужчины, и уж тем более женщины могли одеваться совершенно по-разному.
На манекенах можно было увидеть и воронежскую юбку-панёву с клеткой на чёрном фоне, и украинскую сорочку с вышитыми на рукавах розами, и ситцевые платки всевозможных расцветок.
«Есть здесь и оригинальные костюмы, которые достались от бабушек, - рассказала директор культурно-досугового центра села Репьёвка Юлия Арцыбашева. – Другие – шьём по образцам».
Добрая кукольная магия
И, конечно, главным героем праздника был царь Пётр Алексеевич – его в разных воплощениях то и дело можно было встретить среди гуляющих.
На большой лестнице расположился и целый стенд «Российскому флоту быть» с макетами галеры и дубель-шлюпки, куклами, достоверно изображающими воронежского стрельца, гренадёра Семёновского полка и, разумеется, молодого государя, в фартуке и с топором – именно таким его должны были видеть в Воронеже в 1696 году.
Всё это своими руками сделали ученики реальной школы – организации допобразования из Левобережного района Воронежа.
«У нас есть целое направление – историческое моделирование, - объяснил преподаватель Сергей Котляров. – Ребята делают каркасные куклы, корабли, самолёты».
Тут же после выступления отдыхали артисты из Боброва – ансамбль «Купава». Начинался он в 2010 году как трио, с тех пор вырос до девяти участников. В репертуаре – не только фольклор, но и романсы на стихи русских поэтов, лирические песни прошлого века.
«Сначала была проблема с мужчинами, – смеётся руководитель ансамбля Наталья Ширкина. – Но с некоторых пор мы обзавелись сразу двумя».
«Пока что двумя, - с улыбкой добавляет Михаил Гетманов, один из счастливчиков.
Но, конечно, одними песнями и плясками невозможно передать мироощущение русской крестьянской семьи. Понятия «свободное время» не существовало – всегда находилось какое-нибудь дело. На фестивале все желающие могли попробовать себя в разных ремёслах – в одних палатках плели корзины, в других – били кузнечным молотом.
А вот детям – особенно девочкам – больше всего нравились тряпичные куклы. Ведь они были не просто забавой, но и выполняли магические функции. Только магия была не злой, как в африканском вуду, а доброй».
Например, кукла-травница помогала младенцу уснуть – её набивали полевыми травами с мягким убаюкивающим ароматом. Берегиня спасала от болезней, дурного глаза и других напастей. А накрепко связанную пару неразлучников дарили молодожёнам как залог вечной любви.
Домашние вещи - целебные
«Пух легче, чем овечья шерсть – лёгкий, скользкий, - не отрываясь от работы за прялкой, рассказывает Елена Анатольевна из Каменки. Этому вековому женскому ремеслу она научилась от бабушки и матери. Из полученных ниток мастерица вяжет мягкие, тёплые игрушки, свитера, носки, которые не продаёт – только дарит родственникам и знакомым».
«Нас у мамы было шесть, племянников много – всё раздаю. Говорят, что домашняя шерсть колючая – не правда, вы попробуйте, какая она мягкая и нежная, - протягивает мне пряха вязаного конька. – Люди держат много овец, а шерсть не нужна, никто не прядёт. Стригут и отдают мне бесплатно руно. Эта прялка сделана на заказ в 70-е годы, есть и бабушкина, ещё довоенная, очень тяжёлая».
Жаль только мастерство передать некому. У Елены Анатольевны два внука – внучек нет.
«Пытаюсь научить невесточку, - делится она. - Это, говорю, проще, чем вязать спицами или крючком. Бери да отщипывай ниточку. Но пока никак. Проще ж в магазине купить. Но ведь домашние вещи – целебные. Особенно хорошо для больных суставов – вяжу даже специальные пояса. Я могу и козью, и собачью шерсть спрясть».
Разгуливая по главной аллее парка, можно было провести экскурсию по всей области: каждый район старался пощеголять в своём уникальном костюме, спеть свои песни, показать, какие традиции сохранились в его глубинке. И с каждым часом становилось всё меньше пассивных зрителей – лениво фланирующие горожане вдруг пускались в пляс или подхватывали песни.
Фестиваль «Воронеж фольклорный»
Фестиваль «Воронеж фольклорный»