aif.ru counter
67

«Зритель» против театра. Чем удивило воронежцев закрытие Платоновфеста

Сюжет Платоновский фестиваль искусств
Андрей Парфенов / Платоновский фестиваль

Десятый Платоновский фестиваль искусств в Воронеже завершился показом Московским драматическим театром им. А. С. Пушкина постановки «Рыцарь пламенеющего пестика».

Поставил спектакль известный британский режиссер Деклан Доннеллан. Совместно с российскими актерами он смог адаптировать пьесу XVII века Фрэнсиса Бомонта под современные реалии.

Корреспондент «АиФ-Воронеж» побывал на показе и узнал, к чему может привести чрезмерная любовь зрителя-эксперта.

С места зрителя на место эксперта

Фото: Платоновский фестиваль/ Андрей Парфенов

После третьего звонка зрители, не подозревая, что их ждет, настраиваются смотреть постановку «Лондонский купец» с минимальным количеством декораций в оттенках черного и серого. Именно так все это видит «режиссер», с чем полностью не согласна тройка «зрителей».

Абсолютно неожиданно для большей части зала, как может показаться сначала, и для актеров с «режиссером» с зрительных мест встает семейная пара, жаждущая легкости, веселья, героизма, рыцарства. А все, что они видят, скучно, неинтересно и монотонно. Зрители не сразу узнают в этих «выскочках-экспертах», которые уж точно знают, что нужно показывать, известных российских актеров Агриппину Стеклову и Александра Феклистова. Так они были похожи на жителей провинции, которые решили окультуриться. Но не культура изменила их, а они решили изменить ее. Именно поэтому первые несколько минут большая часть зрительного зала находилась в полном шоке и непонимании, что делать и как вести себя в такой ситуации.

«Сейчас все считают себя экспертами во всех областях, начиная с вирусологии и заканчивая футболом, медициной, музыкой. Это такая конфликтная история о том, кто побеждает: верящие в свое дело артисты или люди, для которых театр существует», - поясняет помощник худрука Московского драматического театра имени Пушкина Екатерина Коновалова.

«Вы здесь все кувыркаетесь на наши деньги»

Спектакль начинает все больше напоминать прогон, но режиссерами здесь выступают супруги в исполнении Стекловой и Феклистова. Последние не просто навязывают свое мнение, прерывают игру, а рушат весь замысел, уверенные, что имеют на это полное право, поскольку они заплатили деньги за эти «кувыркания» актеров, назначают на роль рыцаря своего племянника. Он-то, по их мнению, уж точно знает, как играть и что показывать зрителю.

«Это вечный спор: культура или развлечение. Культура, за которую мы платим деньги, превращается в развлечение, которое в свою очередь требует обслуживания. Что нам делать: обслуживать или высказываться? Этот спор никогда не будет разрешен. Но наш спектакль очень зависит от города, в котором мы его играем. Во многих городах люди выбирают развлечение. Интересно, как зрители голосуют, мы каждый раз наблюдаем за этим», – рассказал актер Андрей Кузичев.

Сначала может показаться, что все это очень смешно, что в этой постановке в открытую высмеивается зритель-невежда, считающий себя всезнающим. Но «Рыцарь пламенеющего пестика» - гораздо больше чем обнажение пороков невоспитанного «театрала». Это история о судьбе современного театра, о том, какой путь ему выбрать: выражение режиссерского «я» или слепое следование зрительскому мнению и желанию.

К чему это приводит

Действия супружеской пары настолько беспардонны и переходят все границы приличия, что терпение актеров заканчивается. Они находятся в таком безвыходном положении, что соглашаются выстроить сюжет по желанию своих самопровозглашенных наставников взамен только на одно - доиграть «Лондонского купца» без упрека, без ремарок, спокойно.

Да, весь этот абсурд вызывает нескончаемый смех в зрительном зале, но, на самом деле, становится печально от того, в каком не всегда выигрышном положении находится театр, он вынужден слышать не аплодисменты и восхищения, а советы и недовольства.

Откуда растут ноги у этой? Возможно, период постмодернизма и развитие информационных технологий в какой-то степени сыграли свою роль: нет ничего единственно правильного, каждый может высказать свое мнение и будет прав, будет экспертом, поскольку научиться искусству просто: «Окей, гугл!».

«Художника нужно судить по его законам и не мешать ему высказываться. Если ты не приемлешь его язык, то в общем-то это твои проблемы. Найди того, чей язык тебе близок. Безупречных произведений крайне мало, и они отбираются временем», - уверена актриса Агриппина Стеклова. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах