Платоновский фестиваль подошел к концу. Пришло время подводить его итоги.
Одним из самых драматичных спектаклей фестиваля стал «Магазин» Татарского драматического театра. Артисты из Альметьевска представили воронежцам свое видение женского рабства. Спектакль повествует о тяжелой судьбе женщин, борьбе за власть и правду, которая у каждой из героинь этой пьесы своя.
После просмотра спектакля зрители уходили из Никитинского театра в напряжении. Погруженные в себя, они в полной тишине покидали зал. Никто не переговаривался, не делился впечатлениями – видимо, не хватало сил. Со слезами на глазах пришла на пресс-конференцию Заслуженная артистка Республики Татарстан Мадина Гайнуллина. Говорит, еще не успела оправиться от первого показа в Воронеже, не поднимает настроения и собственный день рождения, ведь вечером ей вновь предстояло надеть на себя образ жестокой владелицы магазина Зияш. В этой роли она будет унижать и бить на сцене свою партнершу актрису Диляру Ибатуллину, которая исполняет роль рабыни – работницы магазина Карлыгаш. Она не смогла встретиться с журналистами – восстанавливает силы перед вечерним спектаклем.
Реальная история
Сценарий составлен по мотивам одноименной пьесы Олжаса Жанайдарова. В художественной обработке он представил общественности жуткую историю, произошедшую в Москве семь лет назад. В столичном районе Гальяново работал магазин, в котором продавались бытовые товары. Его владелица нелегально привозила из стран ближней Азии работниц, которых держала в нечеловеческих условиях. Девушки, которым было всего по 19-20 лет, подвергались систематическому избиению и сексуальному насилию. От таких контактов нередко появлялись дети, которых меркантильная предпринимательница продавала в Казахстан. Убежать из рабства девушки не могли, ведь у них не было ни паспорта, ни денег, ни веры в себя. Часто, проработав несколько лет, они умирали.
Спектакль внешне статичен и минималистичен. Из действий – танцы и пластика, из декораций – деревянные поддоны для овощей и шаткая стена. Минимум диалогов – вместо них рассказанные параллельно друг другу истории, две притчи. В ходе просмотра начинаешь понимать: не все так однозначно, как может показаться. У каждой героини своя правда.
«Хозяйка магазина ‒ тоже рабыня, – считает режиссер спектакля Эдуард Шахов. – Она хотела честно работать и зарабатывать, но этого у неё не получается. Когда она приехала в Москву, на нее тут же напали и избили в метро. Ей надо платить полицейским и миграционной службе за возможность делать бизнес».
Эдуард Шахов намеренно обходит бытовые моменты пьесы. Эти подробности мы узнаем от самих героинь как бы про между прочим, во главе угла извечный вопрос – кто виноват? Решить это предстоит зрителям.
«Идея проста ‒ такая природа взаимодействия между людьми в обществе, такие нормы государства, которые позволяют этому всему быть», ‒ говорит режиссёр.
«Срывала репетиции»
На репетициях спектакля артистки доходили до такого сильного уровня напряжения, что иногда нервы не выдерживали.
«Было жутко, страшно, больно, – чуть не плача говорит Мадина. – Я срывала репетиции, уходила из театра пару раз. Может, не пару, а больше. Прошу за это прощения. Я сломала себя как актриса и как неравнодушный человек».
Пьесу репетировали с промежутками два месяца. А полтора года перед Платоновским фестивалем в Воронеже вообще не показывали. Как рассказали авторы, одной из причин была беременность второй актрисы.
Этот спектакль два дня подряд играть трудно. Он крайне насыщен эмоционально. И не всегда получается добиться того градуса ненависти, которого требует режиссер.
«В спектакле идет война не на жизнь, а на смерть. Все время в образах героинь актрисы должны ненавидеть друг друга», – объясняет режиссер.
В финале пьесы актрисы Мадина и Диляра обнимаются, говорят, этого не было прописано в сценарии. Так они просят прощения за причиненную боль.
«Мы с Дилярой (актриса спектакля «Магазин») не общаемся, – делится Мадина Гайнуллина. – Практически вообще не разговариваем. Бывало так, что мы сидим в разных гримерках и не подходим друг к другу. Это помогает настроиться. Сейчас в гримерке мы находимся вместе, но тоже не общаемся».
«Завидую воронежским актерам и режиссерам»
В ходе пресс-конференции немало теплых слов Воронежу было адресовано от всей театральной группы Татарского театра.
«Воронеж – театральный город. Такого приема нас не было нигде, – говорит Алина Мустаева. – Мы играли спектакль в Москве, Санкт-Петербурге, Ереване. Но играть в Воронеже особое удовольствие. Мы увидели, насколько публика открыта новому».
«Меня шокировал зритель, – отметила Мадина Гайнуллина. – Я чувствовали каждое дыхание, каждый скрип стула. Чувствовала эмоции, реакция зрителей меня вдохновляла».
«Я завидую актерам и режиссерам местных театров, потому что иметь такую публику, такого потрясающего зрителя – мечта. Это я говорю не ради красного словца, я много где бывал, много что видел. Но такой зритель – сказка. Я не знал, что Воронеж - такой прекрасный город, красивый, солнечный, такие цветущие лица, такие красивые люди. Я думал, что он провинциальный. Решено: возвращаюсь к себе в театр и начинаю ставить Платонова», – резюмировал режиссер.