Кукольный театр любят зрители всех возрастов. Ведь язык кукол универсален - его понимают и дети, и взрослые, которые сами были детьми.
Искусство артистов-кукольников зачастую анонимно, ведь за ярким персонажем мы просто не замечаем того, кто приводит в движение сложный механизм и одушевляет «артиста». Актёр Воронежского театра кукол, заслуженный артист России Владислав Ефанов рассказал «АиФ-Воронеж», почему ему не обидно, что все аплодисменты зрителя достаются не ему, а кукле.
Как мы знакомимся?
Ангелина Оболонская, «АиФ-Воронеж»: Владислав, как вы пришли в актёрскую специальность? И почему выбрали именно Театр кукол?
Владислав Ефанов: Прежде чем стать артистом, внутри должно родиться понимание: я хочу заниматься этим всю жизнь. Мой дед учился в Щукинском училище, а папа и мама – военные. Папа настаивал, чтобы я пошёл по их стопам, а мама разрешила мне делать, что хочется. А мне хотелось быть артистом. Видимо, гены передались через поколение (улыбается). В Екатеринбурге я поступил в Государственный театральный институт. После его окончания Валерий Вольховский пригласил меня и ещё троих выпускников в Воронежский кукольный театр. С 2003 года я здесь и служу.
Почему я стал артистом кукловождения? Потому что понял: театр кукол мне ближе. Это не значит, что профессия классического драматического актёра плоха. Просто быть кукольником – значит окунуться в особый мир, где нужно связать себя с инструментом – куклой. Что есть душа куклы? Рука кукловода. Бывает, что зритель даже не замечает артиста, значит, в этот момент всё складывается правильно. Актёр обнуляет себя, а зрители перестают видеть большого человека, стоящего над куклой. По сути, кукла – это дерево, ткани, папье-маше, но мы в определённый момент понимаем, что кукла будто бы живёт. Это происходит потому, что кукловод сделал максимально простые и правдоподобные движения. И когда зритель верит, в душе образуется удивительное чувство куража. Кажется, будто ты всесилен, а куклы – живые.
- За куклой часто не видно артиста. Задевает, что слава и аплодисменты достаются тем, кого вы играете?
- Нет, потому что мы с куклой едины. Мы с ней партнёры, друзья. Я не могу существовать без неё, а она – без меня. Самое интересное, что кукла может всё. Если у неё что-то не получается, значит, это не у неё проблемы с механикой, а я пока не научился ею управлять. Когда аплодируют моему персонажу, я только рад – мы вдвоем это сделали.
- Куклы бывают разными: марионетки, перчаточные… это как-то влияет на процесс работы? Как вы осваиваете куклу?
- Самые сложные в освоении – марионетки. В них содержится от восьми до 20 нитей. Есть номер, где клоун играет на пианино, во рту у него сигара, которая перемещается из стороны в сторону. При этом он смотрит на зрителя, отворачивается, на каждом пальце у него нить. Нити есть в корпусе, в голове и на каждом суставе. И всё это нужно привести в движение. Самое главное для кукольника – сделать все движения своевременно. Сделаешь раньше или позже, будет неуместно. Сначала с куклой нужно познакомиться. Перед началом репетиций я договариваюсь с работниками театра, чтобы пройти в мастерскую и впервые увидеть куклу. Я сажусь, долго на неё смотрю, изучаю её мимику. Со стороны это кажется странным, то таким образом я с ней знакомлюсь. Куклы – такая удивительная вещь: насколько они условны, настолько и подробны. В театре кукол можно сыграть всё, были бы фантазия и мастерство.
Театр для взрослых
- Существует мнение, что, когда ребёнок идёт в школу, он вырастает из театра кукол. И уж тем более такое место не для взрослых. Насколько это правильно?
- Мне грустно, что взрослые люди в основной своей массе не идут в Театр кукол. А когда в него всё-таки приходят, то удивляются, мол, как у вас тут здорово! «Мы не знали, что в Театре кукол так интересно», оправдываются они. Я не знаю, что делать с этим стереотипом. Я сам с ним боролся долго. Может, у кого-то был неудачный опыт хождения в кукольный, так сходите ещё – всё меняется. Для взрослых в нашем театре есть много спектаклей: «Шинель», «Каштанка», «Королевский стриптиз», «Волшебное кольцо». Взрослые уходят оттуда со слезами на глазах.
Но взрослые также проникаются и детскими спектаклями. Например, «Русалочка» — это чудесная сказка о любови и самопожертвовании. Или детский получасовой спектакль «Солнышко и снежные человечки». Там снежные человечки жертвуют собой, чтобы солнышко вышло и согрело зверей. Дети видят добрую сказку, а взрослые – глубокий смысл. Некоторые спектакли разрывают душу и сердце родителей, отчего они плачут. Кстати, интерес к театру подогрела пандемия. Мы долго не работали и начали постоянные спектакли в полноценном объёме только с 20 марта. Зрители с нетерпением ждали открытия.
- Как привить любовь к театру детям?
- Театр кукол у ребёнка начинается с самого рождения, ведь он постоянно видит погремушки, разнообразные фигурки, игрушки. А первый настоящий театр для ребёнка - кукольный. Хорошо, сейчас есть большой репертуар спектаклей для детей от 3-х лет – выбор по возрасту и смысловому содержанию. Так что каждому найдётся, что посмотреть. Дети в зависимости от возраста и своего развития смотрят спектакли по-разному. Кому-то представленное на сцене может остаться не понятным, но через несколько месяцев он осознает, созреет. Просто в тот момент он мог быть не готов. Несколько поколений выросло на моих глазах. Я однажды разговаривал с одной девушкой, которая призналась, что выросла на спектаклях кукольного театра. Нам удалось зародить зерно душевности в маленьком человеке.
Вообще, дети – самый строгий критик. Если им не интересно – всё. Ты ничем не захватишь их внимание. А если зацепил, увлёк, они тоже поверят в сказку. В процессе просмотра спектакля у ребёнка формируются правильные жизненные ориентиры и ценности, ведь спектакли в театре кукол учат простым истинам.