Примерное время чтения: 9 минут
964

«У артистов балета короткий срок». Бывшая танцовщица о победах и упущениях

В прошлом году в театре проходил творческий вечер Людмилы Ивановны.
В прошлом году в театре проходил творческий вечер Людмилы Ивановны. / Людмила Масленникова / Из личного архива

Выбрать профессию в детстве и остаться в ней на всю жизнь, 25 лет отдать любимому театру и продолжать работать в нем после ухода на пенсию, блистать на лучших театральных подмостках мира и жалеть, что могла бы добиться большего – это все о танцовщице, педагоге, заслуженной артистке России Людмиле Масленниковой. «АиФ-Воронеж» рассказывает историю этой удивительной женщины.

Мама сделала выбор

«Мне было шесть лет, когда мама впервые привела меня на балетный спектакль, это было «Лебединое озеро». Такое впечатление он на меня произвел – невероятное! Потом несколько лет я танцевала дома, на улице, изображая из себя лебедя. Когда к нам в дом приходили гости, я танцевала для них. Самое интересное, что я прекрасно помню эти истории из глубокого детства», - рассказывает героиня.

Семья Людмилы Ивановны была совсем не творческой. Папа – рабочий, а мама переехала в Воронеж из глухой деревни под Рамонью и всю жизнь «болела» балетом, говорят, танцевала дома до самой старости.

 

Мама заметила наклонности дочери и в возрасте десяти лет отвела ее в хореографическое училище. В тот год был очень большой конкурс – 100 человек. И из всех претенденток выбрали всего восемь красавиц, в их числе – Людмила Масленникова.

«Я не буду себя хвалить, потому что это не моя заслуга. От природы у меня такие данные, которые подходят для балета: выворот, подъем, шаг, прыжок, – рассказывает Людмила Ивановна. – Маме, конечно, огромное спасибо, за то, что она за меня сделала такой выбор. Ни она, ни я об этом не пожалели».  

Героиня связала свою жизнь с Воронежским театром оперы и балета. Фото: Из личного архива/ Людмила Масленникова

Трудная учеба

«Учиться было очень трудно. Я думала, приеду, костюм надену и выйду танцевать. А нас поставили лицом к станку, вывернули ножки, и мы приседали, поднимались, вытягивались. Это же трудный процесс, надо правильно поставить бедра, осанку – очень сложно и муторно. Для детей вообще невыносимо, особенно если не понимать, для чего это делаешь. И только когда у нас начались первые маленькие концерты на настоящей сцене, тогда уже стало легче. Стало понятно, для чего, что и как», - вспоминает героиня.

К слову, первые концерты в жизни Людмилы Масленниковой произошли уже на первом году обучения. На камерных отчетных концертах юные воспитанники показывали маленькие кусочки из балетных постановок.

«Очень мотивировали прогоны в большом зале, - говорит Людмила Ивановна. - Мы, малышня, сидели под станком, а взрослые выпускники танцевали сложные партии. Мы смотрели на них, а нам говорили: «Если ты будешь заниматься, если будешь на уроке все учить, трудиться, когда-нибудь и ты станцуешь так же».

В 1969 году Масленникова закончила хореографическое училище, и ее пригласили в Воронежский театр оперы и балета. Но стать солисткой театра не так просто. Для начала артисту предстоит пройти участь танцовщика кордебалета.

Тогда в ее жизни появилась Дина Марковна Арипова – балетмейстер Воронежского театра оперы и балета. Она первой заметила талантливую танцовщицу и предложила сольную партию в балете «Корсар».

Вообще Людмила Ивановна с теплотой вспоминает своих талантливых педагогов. Первому учителю, Надежде Поляковой, она благодарна по сей день. Женщина была бессменной наставницей Масленниковой на протяжении всех восьми лет обучения в училище. Суровую, но добрую преподавательницу невероятно боялись, но любили все студенты. А потом судьба свела их снова – в театре. Два года учитель и ученица танцевали вместе на одной сцене.

Людмила Ивановна была с гастролями в разных странах мира. Фото: Из личного архива/ Людмила Масленникова

Бурная карьера

Переломным в своей карьере Масленникова считает спектакль «Корсар» - после него молодой артистке стали предлагать основные партии в постановках.

«Я была тогда еще совсем молодая, 19 лет, а спектакль драматический. То есть, там надо было играть актерски, что мне жутко нравилось. Приятно танцевать спектакли, в которых необходима высокая эмоциональность, а не просто выполнять классические пустые движения, – вспоминает артистка. – Еще мне очень нравилось танцевать спектакль «Песня торжествующей любви» по Тургеневу. Музыку написал наш воронежский композитор Носырев, а балетмейстером была та самая Дина Арипова. Этот спектакль шел только в нашем театре, ни в каких других театрах не успели поставить – своего рода эксклюзив. Этот спектакль меня очень грел. Запомнилась «Тысяча и одна ночь», ну и «Лебединое озеро» – это эталон и сложнейшее произведение. В нем одна и та же балерина танцует белого нежного лебедя и черного, коварного. Представляете, какая интересная работа для артиста! Станцевать две противоположные партии в одном спектакле».

«Когда я была молодая и танцевала, меня приглашали поехать в Москву, в Баку. Но я себе представить не могла, что останусь жить там, нет-нет, я хотела домой. А с поездками мне очень повезло, потому что с гастролями мы были во многих странах! Начиная с 1981 года, мы ездили в Чехословакию, Мексику, Нидерланды, Францию и даже два месяца пробыли в Африке. Я повидала весь мир. Я в этом смысле счастливый человек, очень счастливый», - добавляет героиня.

Всем сердцем артистка любила родной воронежский театр, где провела всю свою творческую жизнь:

«Мне было достаточно того, что я здесь танцую. Репертуар был достаточно обширный, поэтому в Воронеже лучше всего».

В 1985 году Людмилу Масленникову наградили званием «Заслуженная артистка России». Говорит, это было большой неожиданностью, ведь руководство театра не предупредило, что отправляет документы в Москву.

«И тут вдруг в 1985 году – такая неожиданность. Конечно, это было приятно, когда ты понимаешь, что не просто так проработал все это время, еще и получая удовольствие от дела всей жизни. Ну а потом все продолжилось дальше, – смеется Масленникова. - Что от нее, от корочки, работать-то дальше надо. А от нее даже еще больше спроса, что ты такой титулованный артист».

Враг ­– время

Но время для артиста балета бежит неумолимо. Спустя 25 лет Людмила Масленникова покидает родную сцену.

«Нет ни одного артиста, который спокойно бы ушел со сцены. Для каждого артиста ­– это большая беда и боль. Ты уже понимаешь, что ты не можешь танцевать как раньше. Физика тела не та – ни гибкости, ни подъема, ни шага. Нет ничего того, что позволяло бы танцевать так же хорошо, как в 20 лет. Тогда понимаешь, что надо уходить», - отмечает Людмила Ивановна.

Но артистке повезло, ведь она не просто ушла из театра, а осталась в нем педагогом-репетитором. Ведь уйти в никуда для артиста – катастрофа. Но Людмиле Ивановне повезло, для нее этот переход произошел не так болезненно. Она осталась в родном театре, который называет своим домом.

«Вы знаете, я могла бы добиться большего. Не знаю, чего. Но, может быть, я недостаточно работала. Это теперь с точки зрения педагога-репетитора я все понимаю, – делится артистка. – А сейчас, когда ты сидишь в балетном зале, смотришь, как танцуют артисты, а потом наблюдаешь за их победами из зрительного зала… Очень жаль, что все прошло, что ты никогда уже не выйдешь на сцену. А так хочется, так хочется. Танцуешь вместе с учениками. Они падают, и ты падаешь. Жалко, что все проходит. Что делать, такой у нас короткий срок, у артистов балета. Когда приходит понимание и много знания, тогда ты сама уже не можешь выйти на сцену. Понимаешь много, а сделать не можешь».

Сейчас в жизни балерины наконец-то появилось время побыть с семьей. В годы бурной карьеры она не могла уделить достаточное время дочери, а сейчас участвует в воспитании внучки и проводит самоизоляцию вместе с ними. Единственное, о чем никогда не жалела блистательная танцовщица Людмила Масленникова, так это о профессии, которую она выбрала в раннем детстве вместе с мамой.

«Я не жалею, что выбрала такую профессию. Да, ты трудишься, вкладываешь очень много сил, но выходя на сцену, получаешь огромное удовольствие. Когда тебе аплодируют в конце, ты понимаешь, что до этого работала в балетном зале, стирала ноги в кровь – не просто так», - подчеркивает героиня.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах