Воронежский театр оперы и балета готовится к открытию юбилейного 60-го сезона. Планы наполеоновские – представить три премьеры и провести четыре фестиваля. При этом часть из них будет показана на «чужой» сцене ВКЗ. Насущным остается вопрос реконструкции здания театра и строительства нового репетиционного комплекса.
О том, что ждет театр в новом сезоне, на пресс-конференции рассказал новый художественный руководитель и главный балетмейстер ТОБа Александр Литягин.
Новый репертуар
Во вступительной части своей речи назначенный в августе худрук объяснил, что понимает ответственность своей должности перед зрителями и сотрудниками театра. А вот как он справится, покажет время. В приоритетах дать театру возможность развития – в этом должны помочь четко поставленные цели и новая концепция.
Впрочем, планы на ближайшую перспективу готовы. Сезон откроется 2-3 октября гала-концертами. В них примут участие приглашенные солисты Большого и Мариинского театров, а также театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Два концерта имеют одинаковую программу, такое решение связано с тем, что пока театр может продавать билеты лишь при 50% наполняемости зала. В программе – архивные спектакли, которые шли на протяжении 60 лет, и эскизы будущих премьер.
«Вспомним те спектакли, которые опережали свое время, – рассказывает Литягин. – В Воронеже раньше ставили мировые премьеры, которые соответствовали современным параметрам хореографии и тенденциям оперного искусства».
Следующим событием репертуарного года будет премьера спектакля «Продавец игрушек» по произведению Виктора Добросоцкого. Премьера состоится 20-21 ноября. По словам Литягина, композитор Алексей Шелыгин специально для Воронежа несколько лет назад писал музыку.
«На мой взгляд, это будет успешный спектакль для семейного просмотра. По аналогии с балетом «Щелкунчик» – красивый, добрый с прекрасной любовной историей и приятной музыкой, которая запоминается. Эту музыку хочется напевать», – резюмирует худрук.
Следующие премьеры будут оперными. В концертной версии покажут «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти. А в «полном» варианте — «Свадьбу Фигаро» Моцарта и «Дитя и волшебство» Мориса Равеля. Если постановка Моцарта по праву считается событием в любой оперной труппе и, как отметил худрук, «профессиональной школой для артистов», то детский спектакль «Дитя и волшебство» станет своеобразной школой для маленьких зрителей театра.
«Пора воспитывать нашего будущего зрителя не «дешевыми приемчиками», а подобными проектами. Приучать, что опера – это не скучно, как мы привыкли, а интересно», – объясняет руководитель театра.
До конца 2020 года пройдет фестиваль современной хореографии «Re:форма танца». Этот фестиваль, по словам Литягина, вызвал много вопросов у воронежцев: «А нужен ли театру с классической школой такой легкомысленный проект?» Нужен, отвечает худрук. И в подтверждение рассказывает, что несколько «продуктов» фестиваля попали в long list «Золотой маски», а три отдельных номера были сняты для нового сезона телевизионного конкурса «Большой балет» на канале «Культура».
Также в новом формате воронежские зрители увидят уже шестой фестиваль «Воронежские звезды мирового балета». Фестиваль сохранит свою основную мысль – привезти на воронежскую сцену звезд мировой величины. Правда, как раньше, уже не будет. Если в предыдущие годы на сцене ТОБа выступали выходцы столицы Черноземья, получившие всесоюзную славу и признание, то сейчас «все, кого мы приглашали, уже выступили и не раз». Проще говоря, воронежские звезды кончились, вместо них привезут известных мировых танцовщиков.
Про ремонт
На встрече невозможно было обойтись без вопросов о реконструкции театра. По словам Литягина, вместе с экспертами было принято окончательное решение оставить театр в том же здании на том же месте. Однако ремонт помещению крайне нужен.
Вместе с тем решается вопрос о кардинальной перестройке вспомогательного корпуса театра – репетиционно-производственного комплекса, который располагается недалеко от гостиницы «Азимут», прямо за зданием ТОБа. По словам Литягина, имеющееся строение уже устарело. А новая репетиционная база смогла бы вместить все 518 артистов ТОБа, а также разместить на оставшейся площади цехи для производства и хранения инвентаря и декораций. Худрук высказался, что это функциональное здание поможет решить многие насущные проблемы театра.
Касательно самого ТОБа, было сказано следующее: что хоть разговоры по поводу его реконструкции и ведутся несколько десятков лет, ничего не сдвинется с мертвой точки, если об этом будут только говорить. Окончательное решение за губернатором.
Проблемы театра
Как только главный воронежский балетмейстер вступил на пост художественного руководителя, он собрал общий совет, на котором обозначил основные направления работы. По словам Литягина, главная проблема театра – это даже не затянувшийся ремонт, а застой.
«Театр немного устал от того, что в один сезон мы планируем то одну премьеру, то другую, то какая-то из премьер отменяется, а вместо нее проходит третий спектакль, – сетует руководитель. – Мне кажется важным, когда и зритель, и работники театра знают, куда они идут. Самое главное – идти вперед. Все вместе мы составили программу нынешнего сезона и утвердили ее. Это вызвало надежду, что мы идем в правильном направлении, делаем все вместе и, главное, качественно».
Как признался сам Литягин, он не сеет иллюзий, что с его приходом у всех артистов поднимутся зарплаты в 10 раз, но он точно намерен разбирать все проблемы по очереди. А следующей встала проблема парковки. Ее, конечно, невозможно в прямом смысле выкопать под зданием старой постройки, но вопрос парковки около театра будет взят на разработку.
Еще одна задача уже творческого характера - вывод вокалистов на театральную карту России. Если балетный кластер уже давно находится на ней, то оперный пока отстает. Литягин заметил, что это точно не упущение артистов, а руководства театра.
Острым остается вопрос нехватки вокальных классов, что во многом это является причиной отставания воронежских оперных певцов. Однако в решении этой проблемы может помочь перестройка репетиционного-производственного комплекса театра.
Единственное, чего не может предвидеть заботливый руководитель, - это как в театральную жизнь может пробиться коронавирус. Все планы выстроены без учета пандемии.
«Если в нашу жизнь попадет пандемия и какие-то месяцы мы не сможем работать, что ж, тут я бессилен, – говорит Александр Литягин, но тут же добавляет. – Задуманное мы попытаемся отработать на 90%».