Драма – в движениях, декорациях, костюмах, музыке и, конечно, сюжете. Напряжение повисло везде: театр будто скован страхом. Тяжелую и весьма неоднозначную постановку показали воронежцам на Платоновском фестивале искусств. «Идиот» Федора Достоевского – произведение само по себе сложное, но театр «Старый город» из Новосибирска добавил известному роману новые смыслы.
Жуткая классика
Классика в современном исполнении – это однозначно про спектакль «Идиот» Новосибирского тетра. Режиссер Андрей Прикотенко погружает привычных героев в нынешнюю жизнь и предлагает свой собственный взгляд на текст романа Федора Достоевского.
Первое, что удивляет зрителя, декорации. Минимум света, обилие зеркал. Сцена, которая с первого взгляда кажется пустой, в процессе спектакля оживает – появляется множество прожекторов, по стенам перемещаются проекции, выступают и уходят вглубь тени. Все это добавляет драматизма постановке.
Костюмы героев, по задумке авторов, современные. Так режиссер показывает, что Лев Мышкин, Настасья Филипповна и Ипполит Терентьев – живут вместе с нами. Смысловым центром постановки является Мышкин, но его поступки и мотивы интерпретированы по-новому. Более того, ДНК Мышкина можно найти в каждом персонаже. Во вселенной «Идиота» каждый – немного Мышкин. А разгадать загадку, в чем именно, режиссер предлагает зрителю. Характеры, хорошо прописанные Достоевским, умело вплетаются в современную реальность, и все запутанные взаимоотношения увлекательно разворачиваются в процессе движения спектакля, представляя собой нечто похожее на детектив. Одно безусловно: Мышкин и есть тот, кто провоцирует раскрытие и разоблачение всех героев.
Спектакль не дает зрителю готовых ответов, но предлагает поразмыслить и придумать свои. Наверное, именно этим обусловлен такой неординарный финал – Льва Мышкина и Настасью Филипповну обливает градом воды. Так режиссер задумал смыть с героев их дурные помыслы и грехи.
«Людям интересны сложные находки»
Этот спектакль феноменален по количеству номинаций в «Золотой маске» этого года – всего их было 11. Спектакль привлекает к себе нешуточное внимание критиков и общественности – это яркое событие на театральной карте.
«Театры, которые стоят на «прошлогодних рельсах», проигрывают. Людям теперь стало интересно совсем другое – длинный сюжет, сложные находки. Через театр человеку хочется понимать себя. А такая установка, что в театр приходят отдыхать, больше не работает», – рассказывает режиссер.
Режиссер рассказывает, что боялся Достоевского всю свою жизнь и не хотел им заниматься. А когда все-таки принял решение ставить этот сложный роман, в глубине души надеялся, что артисты отговорят. Но, к счастью, этого не случилось, именно поэтому на свет родилась такая постановка.
«Сейчас тяжело найти такого человека, как Мышкин. Были мнения, что каждого персонажа так или иначе можно было соотнести с современностью, а Мышкин выпадал и производил впечатление чужого, недопонятого. В этом и проявляется сила персонажа и интерес к нему. Это инородное тело, непонятный человек», - делится мнением исполнитель роли Льва Мышкина Анатолий Григорьев.
Как рассказывают актеры, спектакль сделан по законам современного мира. Спектакль получился именно таким, каким мы видим современный мир. Можно выйти на улицу и встретить всех персонажей спектакля в реальности.
«Ставя классику, мы всегда ищем точки соприкосновения и пытаемся осовременить произведение. Мир Достоевского хорошо встраивается в наш мир. По большому счету, даже придумывать ничего не пришлось. Все эти вещи, которые были актуальны тогда и которые волновали людей тогда, работают и сейчас», – объясняет суть произведения исполнитель роли Ипполита Терентьева Тимофей Мамлин.
«Спектакль – очень сложный, а особенно для начинающего актера, – отмечает актриса Альбина Лозовая, сыгравшая роль Настасьи Филипповны. – Я пришла в театр еще студенткой, не успев доучиться, сразу на роль Настасьи Филипповны. На самом деле из-за неопытности и наивности, отсутствии рефлексии, было только проще. Режиссер ставил задачу, и я ее выполняла. Для актера важно было найти нужный механизм. Понять, как играть эту роль. Я для себя свой механизм нашла – моя роль построена на крике отчаяния».
Из зрительного зала люди выходили с разными эмоциями: кто-то был восхищен, кто-то задумчив. Но однозначно, что прочтение «Идиота» равнодушным не оставило никого. Наверное, поэтому спектакль так высоко оценили театральные критики.