Кино в реальном времени показали в рамках Платоновского фестиваля искусств 6 июня. Спектакль «Холодная кровь» лауреата премии «Оскар» Жако Ван Дормаля, хореографа Мишель Анн де Мей и коллектива Kiss&Cry впервые приехал в Россию. Философская, местами ироничная история о смерти стала сенсацией Эдинбургского фестиваля в 2018 году. В этой постановке режиссер как будто сталкивает кино и театр, и как показывает практика, они отлично уживаются. Вот только порой зритель не может выбрать, куда смотреть: на экран или на съемочную площадку.
Кино в реальном времени
На глазах у публики снимают фильм, который проецируют на большой экран. Пространство сцены таким образом разделено на две части.
Зрители могут одновременно знакомиться с самой историей, которую хотят донести до публики создатели спектакля, и тем, как она делается. Красивые картинки сменяют одна другую, работа на сцене кипит.
Команда даже не ходит, а порой перебегает от одной камеры к другой, готовая преподнести публике новые образы. На съемочной площадке используется множество камер и осветительных приборов. Есть камеры большие, проезжающие по рельсам, а есть маленькие, призванные показать действие с разных ракурсов.
Танец руками
Большая часть истории рассказываемся с помощью танцующих рук. Профессиональные исполнители современного танца в этом спектакле отказываются от выразительных возможностей тела в целом и концентрируются только на кистях рук.
Чтобы привнести в движения больше эмоций, артисты все же задействуют тело, однако зрители могут едва это различить. Танцовщики большую часть спектакля облачены в темные костюмы, так что публика видит только руки.
Хореографом Мишель Анн де Мей созданы удивительные номера для танца руками. В них есть отголоски самых разных танцев от вальса до балета.
Каждая рука – это герой. И танцовщикам удается создать полноценные образы. По словам танцовщицы Фрауке Мариен, это удивительно, что они могут сделать танец рук эмоциональным.
Новое искусство
В основе успеха спектакля «Холодная кровь» слаженная командная работа. Как говорят артисты, на сцене все немного пританцовывают, в том числе те, кто отвечает за видео. Всего на площадке работают 10 человек. Вместе им удается создать эфемерное пространство, которое даже не ограничивается Землей. И прорыв в космос, который показывают на экране, можно расценивать не только как часть сюжета, но и как рождение нового театра, открытие новых возможностей для этого вида искусства.
Танец, музыка, закадровый голос рассказывают историю о том, какой может быть смерть. Действие разворачивается в миниатюрных декорациях, скорее похожих на макеты. Их вместе с художником практически вручную сделал Жако Ван Дормаль.
На протяжении спектакля за кадром звучит голос, который как будто ведет зрителя в новую Вселенную. Для показов в России постановку озвучил артист Анатолий Белый.
Музыкальное оформление спектакля отличается разнообразием. Свое название постановка получила по названию итальянской песни, которая в ней звучит. Также публика слышит классику, барочную, современную музыку, рок.
По словам артистов, они отыграли «Холодную кровь» уже более 200 раз. И каждый раз спектакль получается новым, чуть другим, ведь съемка идет в режиме реального времени и, несмотря на прописанную историю, у команды есть возможности для импровизации.