Примерное время чтения: 8 минут
183

Как сыграть сказку? Артистка о роли в опере «Снегурочка» и рабочих синяках

Полина Карташова / Из личного архива
Полина Карташова – солистка Воронежского театра оперы и балета и исполнительница роли Снегурочки в одноименной опере Николая Римского-Корсакова. Каждый год она перевоплощается в новогоднюю волшебницу и создаёт настоящую сказку для детей и взрослых. О том, как ей это удаётся, в материале «АиФ-Воронеж».
 

Глупая в любви

Ангелина Оболонская, «АиФ-Воронеж»: Полина, как вы себя ощущаете в образе Снегурочки?
 
Полина Карташова: Мне было достаточно легко и приятно работать над этой ролью. Снегурочка – это девочка, которая пока не умеет любить. На протяжении оперы Снегурочка пытается узнать, что такое любовь и, в конце концов, Мать-Весна наделяет её этим волшебным даром. Но дара любви моя героиня, к сожалению, не выдерживает и тает в лучах Ярилы-солнца.
 
- Что особенного было при подготовке? И сложная ли это роль?
 
- В вокальном плане опера «Снегурочка» для меня очень удобная. Партию главной героини великий композитор Римский-Корсаков написал для известной в то время певицы, обладательницы лирико-колоратурного сопрано Надежды Ивановны Забелы-Врубель, то есть для моего типа голоса.
 
«Снегурочку» я учила, примерно, год, ведь подготовка оперы - это серьёзная работа. Сначала выучиваются слова и мелодия, затем исполнители разных партий встречаются друг с другом на «спевках». Так постепенно выстраиваются ансамбли, потом начинаются встречи с оркестром. Важно, чтобы голоса исполнителей совпадали по темпу, ритму, громкости звучания не только с оркестром в целом, но и с отдельными инструментами. Только после того, как идеально отработана вокальная партия, накладывается драматическое действие. Перед тем, как начать работу с режиссёром над драматургией постановки, партию нужно «впеть» хотя бы несколько месяцев.
 
Роль эта очень интересная и предназначена для молодых певцов, ведь по сюжету Снегурочке всего 15-16 лет. Естественно, артистов такого возраста нет, и режиссёр старался подобрать самых молодых вокалистов театра. Ведь в спектакле важна не только вокальная составляющая, но и актёрская игра, чтобы исполнительница Снегурочки казалась девочкой. Представлять себя девочкой в 30 лет, откровенно говоря, приятно! Достаточно было лишь вспомнить себя в детстве. Конечно, не в 15-16 лет, а примерно лет в десять-12, в наше время дети 16-ти лет уже фактически взрослые. Снегурочка оказалась искренней, ранимой и глупой в любви девочкой.
 
- Как себя почувствовать частью сказки?
 
- Играть сказку – непростая задача. Но и «Снегурочка» – не вполне сказка, а история, которая вторит происходящему сейчас. Снегурочка попадает в мир берендеев, который похож на наш современный мир. Это общество потребления, построенное на деньгах и выгоде. А Снегурочка совершенно не понимает всего этого, она – дитя Мороза и Весны – спустилась сюда как неземное существо, и ей нужно научиться жить в этом обществе, приспособиться к нему. Это даётся ей с трудом. Фактически, общество потребления её убивает. Даже завидный жених Мизгирь хоть и влюблён в Снегурочку, но относится к ней как к новому приобретению, сулит ей золото и жемчуга, обещает осыпать «дарами бесценными». А всё потому, что хочет девушку не как у всех. Снегурочка – это нечто неземное, недоступное.
 
- Случались какие-то казусы при исполнении роли?
 
- Мой костюм Снегурочки весь обшит бисером, а я несколько раз на протяжении оперы падаю на колени. Потом после спектакля у меня все колени в мелких синяках. Ведь в порыве эмоций можно грохнуться вполне себе серьёзно! Ещё на Снегурочке очень тяжёлый парик, заплетённый в мелкие косички, они свисают практически до пят. Этот парик постоянно цеплялся в процессе репетиций то за бисер на платье, то за цепь на груди Мизгиря, то за венок. Пришлось научиться постоянно следить за этими косичками, были моменты, когда приходилось очень оперативно отцепляться от окружающих предметов.
 
Фото: Из личного архива/ Полина Карташова

Волшебство вне театра

- Но, я слышала, вы играете Снегурочек не только на оперной сцене, но и для детей…
 
- Конечно, я веду театральные новогодние утренники. Они у нас называются «интермедиями» и в праздники идут перед каждым детским спектаклем. В основном, там я выступаю в роли Снегурочки, но как-то была Машенькой из мультфильма – девочкой в розовом сарафанчике и розовом платочке. В этом году в честь Дня Музыки, который праздновался 1 октября, я играла Фею Музыки. Мы пели, танцевали, учили ноты. Это, конечно, больше похоже на работу аниматора, задача которого помочь маленьким зрителям выплеснуть лишнюю энергию перед спектаклем.
 
В этом году интермедии будут проходить не в фойе, как это было раньше, а со сцены. Перед каждым новогодним представлением Дед Мороз и Снегурочка будут поздравлять детей и взрослых, задавать вопросы, устраивать интерактивное общение, проводить игры и рассказывать про предстоящий спектакль
 
- Что главное в работе артиста?
 
- Мне всегда нравился театр, я мечтала стать артисткой. Даже был такой момент во время обучения, когда я думала уйти в драматические актрисы, меня в большей степени привлекала драматическая составляющая театрального искусства. Но я люблю петь, и учусь музыке много лет. Самое интересное в моей профессии – это процесс нахождения каких-то новых качеств персонажа, придумывание мизансцен. Не всегда всё ставит режиссёр. Для меня очень важно найти именно такие фишки, которые придумаю я, и они дополнят роль.
 
Секрет хороших артистов в том, чтобы уметь удерживать внимание зрителей. Не всегда можно объяснить, от чего зависит этот эффект, и почему один артист способен увлечь собой, а другой – нет. Работа артиста – это такая профессия, где невозможно творчески перегореть. Чем больше выступаешь, тем ты более заряжен. Силы преумножаются. Идёт постоянный обмен энергией со зрительным залом.
 
- Приятно, когда зрители дарят артисту подарки или цветы? И бывает ли наоборот?
 
- Цветы - это всегда приятно. Есть зрители, которые ходят почти на все спектакли и не по одному разу. Я часто замечаю уже знакомые лица во время поклонов со сцены. Это, в основном, пенсионеры, у которых много свободного времени. Они – самые главные поклонники. Бывает, что завсегдатаи зрители просят пригласительные билеты. Например, после пандемии ко мне обратился пожилой мужчина и пожаловался, что не может купить билет на мой спектакль. Театральные кассы были ещё закрыты, а билет продавался только онлайн в электронном виде. Он не знал, как это сделать. Я просто взяла для него пригласительный, он был очень рад.
 
 

Съесть мешок конфет за два дня

- Расскажите о своём самом приятном новогоднем воспоминании?
 
- Все дети радуются мешкам с конфетами. Я – не исключение, мне тоже дарили сладости. Всё это поглощалось за два дня. Моя способность съесть мешок конфет, если они действительно вкусные, сохранилась до сих пор. То есть, если дома есть конфеты, то они будут поедаться в быстром темпе. Наверное, это тоже, своего рода, новогодняя традиция.
 
- Вы уже поймали новогоднее настроение?
 
- Я обожаю Новый год, и весь декабрь у меня приподнятое настроение. В этом году я впервые поставила искусственную ёлку – жаль настоящую. К тому же искусственная ёлка может стоять до весны, до самого 8 Марта. А Новый год я предпочитаю отмечать дома. Для меня это домашний праздник.
 
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что театр театры оперы и балета всё-таки разрешил устраивать интермедии перед спектаклями. Но не в фойе, как это было раньше, а со сцены. Перед каждым новогодним представлением Дед Мороз и Снегурочка будут поздравлять детей и взрослых, задавать вопросы, устраивать интерактивное общение, проводить игры и рассказывать про предстоящий спектакль
 

Досье

Полина Карташова родилась в 1990 году в Воронеже, выпускница Воронежской академии искусств. В 2017 г. была номинирована на получение Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска» в категории «Лучшая женская роль в оперном спектакле», а в 2018 году стала лауреатом театрального конкурса Воронежского отделения СТД РФ «Бра-во! Сезон 2017/2018» в номинации «Работа в музыкальном спектакле».
 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах