28 декабря отмечается всемирный День кино. Именно в этот день в 1895 году в Париже состоялся первый сеанс синематографа.
В честь знаменательной даты «АиФ-Воронеж» расспросил историка и краеведа Игоря Маркина о роли Воронеже в истории отечественно кинематографа.
Страсти по Шукшину
Мало кто знает, но режиссёрская слава к известному писателю и актёру Василию Макаровичу Шукшину пришла именно в Воронеже. И случилось это после показа его первой режиссёрской работы в ДК Кирова. Сейчас рядом с «развалинами» клуба в сквере им. Василия Шукшина стоит памятник разностороннему творчеству этой многогранной личности. Так вот с демонстрацией фильма Шукшина случилась некая интрига.
«В 1964 году Василий Макарович, как режиссёр, снял свой первый фильм — „Живёт такой парень“, но московские цензоры посчитали картину мелкотемьем лёгкого жанра и не пустили на широкий экран столицы, — утверждает историк. — Чтобы всё-таки выпустить этот фильм и доказать его состоятельность, премьеру решили провести в городе, где проживает много рабочего класса. Для этого выбрали Воронеж, в нём — ДК им. Кирова. После показа на выходе из ДК организаторы провели опрос среди зрителей, и люди отвечали: „Шикарно! Великолепно! Прекрасно!“ Некоторые эти отзывы были опубликованы в центральной прессе. После этого фильм уже не могли не выпустить во всесоюзный прокат».
Кстати, по словам Игоря Маркина, справа на фасаде ДК им. Кирова раньше висела мемориальная доска Шукшина, но потом её сняли, да и сам ДК уже превратился в «заброшку» и даже исчез с некоторых интернет-карт Воронежа.
Заметим, этот кинематографический эпизод в Воронеже для Шукшина был вторым. Первый состоялся в 1959 году на съёмках фильма «Золотой Эшелон», где он выступал в качестве актёра. Съёмки самого фильма проходили в районе Отрожки и центра города — на кадрах видны Казанский храм, Покровский собор и пединститут.
Третий, уже около кинематографический эпизод, связывает Шукшина с Воронежем опосредованно.
«На съёмках своего последнего фильма — культовой эпопеи „Они сражались за Родину“ — Василий Макарыч умер, — продолжает Маркин. — Внезапная смерть настигла его на теплоходе „Дунай“. В 90-е годы его пригнали на воронежское водохранилище и хотели сделать прогулочным судном. Но потом, слава Богу, мозги сработали, и от идеи отказались».
У нас, о нашем и нашим
В 1986 году на экраны вышел двухсерийный фильм «Певучая Россия». В его основе — биография нашего земляка, основателя первого русского крестьянского хора Митрофана Ефимовича Пятницкого. В картине показана музыкальная жизнь дореволюционной России.
Съёмки проходили в Воронеже и в селе Борщёво. На кадрах картины легко узнаваемы проспект Революции и Покровский храм. Режиссёром фильма выступил воронежец Василий Панин. То есть, фильм снят о нашем выдающемся земляке, нашим знаменитым земляком и в известных локациях нашего города.
«А народные костюмы для фильма брались тоже из нашего краеведческого музея, в котором на тот момент я и работал», — улыбается краевед.
А ещё режиссёр Василий Панин в 1997 году снял фильм «На заре туманной юности». Кинокартина рассказывает о жизни другого нашего земляка — поэта Алексея Кольцова. В основу сценария легли литературные произведения писателя Владимира Александровича Кораблинова, который, к слову, родился в пригороде Воронежа — селе Углянец.
По произведению воронежского писателя Гавриила Николаевича Троепольского был снят знаменитый фильм «Белый Бим Чёрное ухо». А памятников этой собаке в Воронеже целых два: перед Кукольным театром и в парке «Орлёнок».
Ещё одним известным вымышленным персонажем, которому тоже установлен в Воронеже памятник, является «Котёнок с улицы Лизюкова». Это единственный памятник мультяшному герою, который стоит по своей непосредственной «прописке». В основе сюжета — произведение уроженца Воронежа Виталия Злотникова, который также писал сценарий для этого мультика. И вторую часть «Котёнка» снимала воронежская студия Wizart Animation. Напомним, памятнику котёнку Василию на улице Лизюкова недавно отметили 20 лет.
В зеркале истории
Отдельно следует выделить фильм «Особо важное задание» об эвакуации авиазавода и подвиге трудового народа в годы Великой Отечественной войны. Ключевые кадры этой кинокартины были сняты в Воронеже. На экране виден воронежский авиазавод, пешеходный переход возле железнодорожной станции «Придача», улицы левобережья и понтонный мост под Семилуками.
По повести Михаила Шолохова «Судьба человека» в 1959 году сняли одноименный фильм, причём Воронеж в нём отметился не только узнаваемыми местами. В одной из сцен картины главный герой Андрей Соколов произносит фразу «Сам я воронежский». В кадрах фильма показана наш памятник «Ротонда», состоящий из законсервированных руин разрушенной больницы, и церковь села Новоживотинное.
«В послевоенных драмах „Подранки“ 1976 года и „Щенок“ 1988 года использованы практически одинаковые локации — частный сектор „Девичка“ и „Низов“ Центрального района, — отмечает историк. — Хотя эти фильмы снимались разными режиссёрами и на разные социальные темы».
В известном фильме Эльдара Рязанова 1982 года «Вокзал для двоих» в одной из сцен по радио звучит: «Уважаемые пассажиры! Получено важное известие: заступинская команда „Авангард“ со счетом 3:1 победила воронежский „Факел“». И это тоже своего рода история.
Кроме перечисленных картин и героев, Воронеж в кинематографе знаменит довоенными драматическими фильмами Анатолия Дурова «Война 20 века» 1912 года и «Золото, слёзы и смех...» 1914 года. Современные новогодние фильмы о «ёлках» снимали тоже у нас и отчасти про нас, воронежцев. Есть ещё и другие фильмы, где показывается или упоминается наш город. Мы рассказали о наиболее известных и в чём-то даже культовых.
А вообще, по мнению Маркина, Воронеж не избалован кинематографической славой. У нас снимались кинокартины или о наших земляках, или о нашей местности. Ещё бывали режиссёры, которые, увидев какую-то местную «картинку», потом приезжали её снимать. Возможно, их привлекал наш воронежский колорит.
И, конечно, хотелось бы, чтобы фильмов, снятых у нас и о нас было больше. Хотя, учитывая ажиотаж вокруг туристического бизнеса близ федеральной трассы, можно предположить, что в ближайшее время у нас снимут и что-нибудь «попсовое». Хотя бы в качестве маркетингового хода.