В четверг, 21 марта, на киноэкраны вышла драма «Балканский рубеж», действие которой разворачивается во время войны в Югославии. Российская спецгруппа получает приказ взять под контроль аэродром Слатина и удерживать его до прихода подкрепления.
После показа в Воронеже продюсер и один из главных актеров киноленты Гоша Куценко рассказал журналистам, как он решился снять «серьезное, мужское кино», почему оставил в фильме жестокие сцены и чем ему помог президент Ингушетии.
«История беспощадней памяти народа»
- Как зародилась идея создания картины?
Гоша Куценко: Еще в далеком 2012 году мы сидели с товарищем Василом Шевцом в ресторане и соревновались, кто из нас больше любит Россию. И тут он говорит: «Ты продюсируешь одни комедии. Почему ты не хочешь сделать серьезное мужское кино?» Тогда мы вместе задумались, о чем можно снять фильм. Вообще моя мечта – снять кино о развале СССР. Но тогда нам в голову пришла идея снять кино о бомбардировке Белграда, про серьезный разворот в политике России. Я думаю, что, как раз в те годы Россия стала той страной, в которой живем мы сейчас.
- Все события, которые описываются в фильме, реальные?
- Все, что написано в сценарии, имеет какие-то исторические подтверждения. Ремарка «основано на реальных событиях» относится ко всему действию в картине. Именно поэтому мы не пошли со своей идеей к сценаристам, которые работают над сериалами, а отправились к писателю Ивану Наумову. И он написал роман на 600 страницах. Он изучал эту ситуацию в Югославии очень подробно – не просто взял информацию из интернета, а лично ездил туда. Иван написал историю жизни нашего миротворца, который остался в Югославии и жил там некоторое время. Мы и взяли за основу это произведение.
- В фильме очень много жестоких сцен. Это был намеренный прием?
- Я был готов к этому вопросу. Это картина о войне. Она начинается с бомбардировок Белграда. Я считаю, что эта картина должна шокировать, отрезвлять. Известный профессор Алексей Венгеров перед премьерой научил меня, как отвечать на такие вопросы: «История как факт всегда жестче и беспощадней памяти народа». Действительно, народ забывает кровь, идет вперед. Мы уже становимся снисходительны к факту Великой Отечественной войны. Кино – это и есть фиксация истории. Если мы не будем снимать правду о таких событиях, то история нашего времени тоже станет такой же жестокой.
У меня было продюсерское решение. Я мог сократить картину. Первая сборка занимала больше трех часов. Я мог бы убрать сербскую тему, убрать убийство священника, милиционера, и тогда фильм уложился бы в удобный формат – в два часа. Но мы оставили, в итоге, картину на 2:30. В противном случае получилась бы «агитка» и журналисты мне сказали: «Получили госзаказ и отработали его». Нет, это не заказ, это авторское кино. Да, нас поддержало Госкино, они дали нам 10% бюджета. Остальные средства я привлекал за счет инвестиций. Но было бы странно, если бы государство не поддержало такой фильм. Он про настоящих патриотов – про тех, кто готов был за нашу Родину отдать жизнь. И это не тот патриотизм, который кто-то может поставить в кавычках. Я рад, что мы сделали такое честное кино. И я говорю с чистой душой человека, который любит свою страну.
- Сколько литров бутафорской крови вам пришлось использовать во время съемок?
- Это вопрос к гримерам. Точно не могу сказать. Я могу мерить литрами только то, что пью, а кровь я не пью (смеется – ред.). Так как это военное кино, то для решения вопроса мы пригласили серьезного консультанта, прошедшего через многие горячие точки.
«На Белград упала кинобомба»
- Вы изначально решили, что события в картине будут разворачиваться вокруг истории с взятием аэродрома Слатина?
- Изначально мы думали сделать картину о череде событий. Но потом выяснили, что марш-броску нашей колонны предшествовал захват аэродрома. Начали интересоваться и наткнулись на признание президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, что он получил за эту операцию Героя России. Я полетел с ним знакомиться. Он на меня произвел неизгладимое впечатление – командир, очень мужественный человек, разведчик, который руководил этой операцией. На мою идею снять фильм он сказал: «Пишите сценарий и дайте мне посмотреть». При его занятости, когда я отправил ему первую версию сценария в 250 страниц, он ответил нам через две недели. Наш сценарий был весь исписан его пометками и уточнениями. Затем последовали редакции сценария – их было около 50-60. Нам нужен был сюжет, за которым было бы интересно следить, нужны были события, которые держали бы в напряжении зрителя, нужны бы калапсы, подходы, шутки. И все это должно происходить в атмосфере войны. При этом некоторые реальные исторические факты мы все-таки решили опустить в фильме.
- Какие, например?
- Мы читали реальные факты про скрытие захоронений сербов, у которых не было органов. Мы решили убрать из кино эпизоды про торговлю органами. Хотя косвенно об этом заходит речь в картине. Когда людей загнали в аэропорт, их готовили для сдачи на органы. Это факт, который вызвал шок во всем мире. Мы убрали это, чтобы кино не походило на кич.
- Женщин не напугали страшные сцены фильма?
- Женщины – основные наши зрители. Ведь у нас обалденная бойцовская команда – шестеро красавцев воюют. Безусловно, и мужчины будут смотреть кино. Что касается страшных сцен, я видел, как девушки медленно выходили из зала в середине фильма в туалет, а назад возвращались бегом. Медленно, потому что поглядывали на экран, пока шли к выходу.
Об актерском составе и лирической линии
- Как подбирался актерский состав? Например, Милош Бикович сразу согласился принять участие в съемках?
- Как он сам рассказывал на пресс-конференции, он испугался последствий и не сразу согласился. Хотя нам он ответил на предложение: «Это очень интересная тема, ребята, но у меня съемки». Через неделю Милош позвонил и сказал: «Я согласен. Я не смогу своим детям смотреть в глаза, если не сделаю этого». Ведь та жестокость, которая есть в картине, миротворническая. Эта картина – за мир. Я не хочу, чтобы она послужила поводом для роста и нагнетания проблем.
- А как в фильме появился Эмир Кустурица?
- Мы предложили ему сотрудничество еще на этапе сценария. Мы не могли пройти мимо такого мастера. Хотя, как я понимаю, он и сам задумывал такое кино. Мы закончили наше окровавленное повествование присутствием мастера – уважаемого, любимого, очень мудрого человека. Он сказал мудрые слова нашему герою. Мы рады, что в таком сложном кино у нас есть лирическая линия. В итоге, мы соединили несоединимые вещи.
- Учились стрелять перед съемками?
- Да, безусловно. Мы готовились. Хотя я вообще давно занимаюсь стрельбой. На меня, правда, потом махнули рукой, а с Антоном готовились очень серьезно – все-таки он главный герой фильма. Жалко, что вы не увидите эротическую сцену с Антоном и Миленой, мы ее решили убрать из фильма.
- Милену Радулович вы утверждали на главную роль?
- Да, я. У нас был кастинг сербский. Мне понравилась ее красота, актерская школа. Она очень подвижная актриса.
- Премьера фильма в Сербии уже прошла. Как восприняли зрители картину?
- Ситуация с Косово была остывшая, а сейчас она взвинтилась. После премьеры мне говорили, что фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. Кто-то даже пошутил, что «бомбардировка Белграда продолжается, на него упала кинобомба».