Художники решили дать жизнь разрушенной трубе исчезнувшего навсегда хлебозавода №1 на улице Фридриха Энгельса. Трубу перенесли в виртуальное пространство и даже нашли ей сестру – башню пивоваренного предприятия, которое находится за сотни километров – в шведском городе Гнеста.
Схожие и разные судьбы
Два года назад Марьям Саади и Сара Росcлинг из Швеции пригласили художников для международного проекта, целью которого было осмысление связи и отношения художников, находящихся в разных странах, между собой и местом, где они никогда не были.
Центральным объектом идеи стала труба старинной пивоварни в в шведском городе Гнеста. Вызвались участники со всего мира, в том числе из Перу и Марокко. От России участвовать согласилась художница Татьяна Данилевская.
«Здание пивоварни было заброшено и в запустении. Но однажды в Гнесте появились выпускники Стокгольмской академии искусств, которые искали место для арт-резиденции. Они встретили одинокого художника, который давно жил в деревне. Мужчина предложил студентам ухаживать за ним, как за родным дедушкой. А взамен пообещал подарить свой дом, деньги от продажи которого помогли бы в развитии арт-резиденции. Студенты сдержали обещание и на деньги художники восстановили пивоварню. Сейчас она действует уже много лет. Так человеческая история преобразовала место», – рассказала Татьяна.
Татьяна начала искать культурные и исторические параллели и нашла их в Ленинском районе, на пересечении улиц Фридриха Энгельса и Красноармейская. Это место, где располагался печально известный хлебозавод №1. Здания уже нет, как нет и трубы, которая стала героем нового проекта. Создатели назвали его Sisters' Talk – «Разговор сестер». Идея была призвана провести параллель между трубами в Швеции и в Воронеже.
«Из окна моего родительского дома я видела разрушение трубы хлебозавода №1 и самого здания. Меня это беспокоило, так как рушился привычный для меня ландшафт, исчезало культурное наследие города и я ничего не могла с этим сделать. Я начала сравнивать истории пивоварни и хлебозавода. Оказалось, что между ними много общего. Они обе были построены в начале 19 века. И там, и там процессы брожения. У них были разные периоды расцвета и упадка.
Воронежское здание неоднократно перестраивалось, затем предприятие было национализировано. Во времена Великой отечественной войны завод выпускал стратегически важный товар – хлеб. Это была одна из немногих построек, которые сохранились в городе со стародавних времен. Для жителей квартала с этим хлебозаводом и трубой связано множество воспоминаний, таких, как запах хлеба на улице, когда пекли хлеб или пряники. Люди, только подходя к кварталу, знали, что в этот день делает хлебозавод. Поэтому утрачено не только архитектурное наследие, но еще и важный человеческий опыт», – рассказывает Татьяна.
Напомним, постройки XIX века – а именно трубу и здание паровой мельницы хлебозавода №1 – начали сносить 20 ноября 2020 года. Случилось это после того, как местный застройщик выкупил землю хлебозавода под возведение жилого комплекса. Общественники обратились в прокуратуру. Было возбуждено уголовное дело. Владельцу выписали штраф, который позже снизили. Даже начались разговоры о том, что здание нужно восстановить. Но, к сожалению, объект был уже очень сильно разрушен.
В сентябре 2021 года эксперты подписали заключение о том, что производственный комплекс утратил историческую ценность. Теперь на этом месте планируют построить девятиэтажный жилой дом.
Призрак трубы в смартфоне
По словам Татьяны, она надеется, что кому-то из горожан проект позволил сохранить в памяти воронежскую трубу и связанные с ней впечатления. Художники представили, что бы было, если бы трубы были наделены человеческими качествами и могли писать друг другу письма. Была организована выставка и создано приложение дополненной реальности – AR. Этой задачей занимались воронежец Михаил Добровольский и москвич Иван Калиничев.
Михаил работал над визуальной частью:
«Самое сложное было найти фотографии, и воссоздать по ним форму. Часть я находил на воронежских форумах, собирал и воспроизводил геометрию. Кстати, воронежская труба раньше была из красного кирпича, но у нас она серая. Ее сделали такой, чтобы показать, что строение погибло. В диалоге труба «говорит» своей шведской сестре: «Я уже в небесах».
Когда все было готово, Иван Калиничев перенес модель трубы в пространство дополненной реальности.
«Технология дополненной реальности размещает объекты из реального мира в виртуальном. Это позволяет современная техника. К примеру, в телефон встроены акселерометр – прибор, определяющий ускорение, гироскоп – определяющий где верх, где низ, собственно камера, разные электронные алгоритмы.
Благодаря дополненной реальности можно посмотреть, как выглядело историческое место много веков назад, какие здания или памятники были утрачены.
Доступны разные визуальные эффекты. К примеру, можно сделать иллюзию, словно в старинном доме загорается свет, или сверху из трубы здания вылезает осьминог. Можно делать анимацию картинок – после наведения смартфона на картину нарисованный человек начинает улыбаться. Также дополненная реальность помогает сохранить окружающую среду в целости, позволяя проецировать изображение в виртуальном пространстве. При этом объект в реальности остается нетронутым. Дополненную реальность можно делать в соцсетях, на сайтах, в отдельных мобильных приложениях. Сделанное нами приложение позволяет сохранить трубу и носить с собой везде, как памятный объект.», – рассказывает Иван.
Кстати, в Воронеже есть и другие AR-объекты. Михаил Добровольский рассказал о ключе Столля, который можно увидеть на улице Карла Маркса, рядом с Домом-гармошкой. Нужно навести смартфон на площадку, которая залита черным, и ключ выплывет из-под земли. К сожалению, доступ к объектам в последнее время усложнился. Дело в том, что соцсеть, через которую можно увидеть и трубу, и ключ, расположена на базе соцсети, с недавнего времени запрещенной в России.
Художники отметили, что восстановить всю утраченную культурную среду Воронежа с помощью дополненной реальности невозможно, но сообщество следит за судьбой города и откликается на события своими художественными методами.