Воронежская филармония в пятницу и субботу, 9 и 10 сентября, открывает новый сезон. В этом году он стал юбилейным, 85-м. Сезон стартует совместными концертами Воронежского академического симфонического оркестра и народной артистки СССР Элисо Вирсаладзе. За дирижерским пультом будет художественный руководитель коллектива – народный артист России Владимир Вербицкий. Воронежская публика услышит Концерт для фортепиано с оркестром №20 Вольфганга Амадея Моцарта и Симфонию №4 Петра Ильича Чайковского.
Накануне Элисо Вирсаладзе и Владимир Вербицкий провели пресс-конференцию и репетицию концерта, на которой присутствовал корреспондент vrn.aif.ru. Ответы легендарной пианистки на самые интересные вопросы – в нашем материале.
О воронежской сцене
Я не впервые в Воронеже, и не впервые открываю сезон. Воронежский оркестр замечательно высокого уровня. Для любого оркестра Концерт Моцарта – страшная задача. А тут это происходит с таким наслаждением, во многом, благодаря Владимиру Игоревичу. Я очень счастлива здесь выступать.
О знакомстве с Владимиром Вербицким
Мы познакомились очень давно, в 1984 году, когда играли в Испании с выдающимся дирижером Евгением Светлановым. Это, кстати сказать, была незабываемая встреча, и, главное, все запомнилось!
Об исполнении Моцарта
Моцарта я исполняю с детства. У меня не было к нему длительного пути, я любила его всегда. А сегодня он нужен всем, потому что в нем - и трагедия, и радость, и оптимизм, и пессимизм. Не считая первых четырех концертов Моцарта, написанных в детстве, все остальные гениальны. Особое место в моем сердце занимает именно концерт №20 – это один из двух минорных концертов в творчестве Моцарта. Он невероятно, бездонно трагичен.
Об умении находить новое в привычной классике
Это не моя заслуга, это гениальность тех авторов, которые есть в моем репертуаре. В неиссякаемости их возможностей, формы и музыкальных качествах. Я каждый раз удивляюсь, как я это играла в прошлом году. Этот процесс нескончаемый.
О молодых исполнителях
Сейчас у меня нет времени открывать новое. Я только заново изучаю то, что уже давно открыла для себя. Появилось много замечательных композиторов, но у меня нет времени.
О профессиональном выгорании
У меня немного другая профессия. Я связывалась с такими великими композиторами, у которых, по-моему, выгорание и депрессии были, но гений музыки побеждал. Мы исполнители – второй план, мы должны приблизить то, что они уже написали, к вам, зрителям. Это наша миссия. Иной раз одно и то же произведение можно слушать 24 часа, не уставая. Для меня то, чем я занимаюсь – не работа, а совместное музицирование. Профессия музыканта - приближаться к тому, что уже написано.
О преподавании в Московской консерватории и студентах
Всех своих студентов я очень люблю, а если не люблю, значит, я с ними не занимаюсь. Мне кажется, моя любовь к студентам, как к личностям, определяет мое отношение к ним. Если мы с ними на одной волне, мне очень легко.
Мой гениальный педагог Генрих Густавович Нейгауз рассказывала мне, что, когда он пришел домой после первого знакомства с Рихтером, у него на устах крутилась одна фраза: «Лишь бы не мешать!» И это в некоторых случаях правильно.
У меня был очень талантливый студент, но мне пришлось ждать целых пять лет, чтобы я могла говорить ему все, что думаю, «без извинений». Он пришел в консерваторию как звезда. Но если бы я сразу высказала ему все свои замечания, кто знает – возможно, он перестал бы заниматься музыкой.
Об отношении к конкурсам
Я думаю, что конкурсы необходимы, потому что других возможностей для молодых исполнителей завоевать внимание просто нет. Это их путь к тому, чтобы играть на разных сценах. Я помню, когда я начинала преподавать, мы категорически договаривались, что никаких конкурсов не будет. А на сегодняшний день без них невозможно. Время очень сложное, и мы находимся в таких жестких рамках, что преподавателям приходится заботиться о том, чтобы ученики как можно раньше выходили на конкурсы. Мы стараемся подбирать такой репертуар, чтобы он был и полезен, и пригоден и для текущей учебы, и для конкурса. Другого пути я, к сожалению, не вижу.
Например, в советское время талантов было, может быть, даже больше. Выхода не было другого, нужно было лезть из кожи вон и куда-то выехать.
О том, сколько часов в день необходимо играть
Нужно признаться, что у меня были такие месяцы, когда я совершенно не могла играть. Одна из причин, почему я люблю педагогическую работу, это необходимость заниматься каждый день. Если я себе могу позволить не заниматься, потому что я ответственна только сама за себя, то со студентами так не могу. Студенты меня всегда выводили из штопора. Если два часа получается заниматься в день, то это уже хорошо.