Примерное время чтения: 9 минут
374

Здесь рождаются мульфильмы. О том, как воронежская анимация покоряет мир

Российская мультипликация в последнее время переживает подъём. Полюбившиеся всем герои отечественных мультфильмов пришлись по вкусу и за рубежом. И это – несмотря на санкции. О том, как создаются наши мультфильмы, и как сейчас их принимают в мире, мы говорим с продюсером анимационной студии «Воронеж» Владимиром Николаевым.

Делать и не откладывать

- Владимир, прочла, что по образованию вы политолог. Как так случилось, что мультипликация вошла в вашу жизнь?

- Как и любой ребёнок, я был увлечён играми. И любил очень много читать и писать. Из-за этого с возрастом появилось желание написать сценарий компьютерной игры. Когда он был готов, я разослал его в различные существовавшие на тот момент большие студии и везде получил вежливый отказ. Разозлился и решил для себя «раз вы не хотите реализовывать мой сценарий – я это сделаю сам». Начал искать команду в Воронеже, набрал энтузиастов, и таким образом пришёл в индустрию. Этот профиль – работы с текстами, с идеями, тем, каким должен быть персонаж и геймплей – я и сейчас практикую, работаю с коллегами над сценариями.

Фото: Анимационная студия Воронеж (Визарт)

В видеоиграх мы делали короткие ролики, но нам всегда хотелось прикоснуться к «магии кино» и сделать длинный красивый ролик и в нём рассказать историю. И мы решили замахнуться на этот мир. Если бы знали, сколько трудностей там, мы бы, конечно, вряд ли туда пошли. Какое-то время работали параллельно над играми и мультфильмами, а потом осталась только анимация. При этом команда сохранилась. На тот момент, когда мы планировали перейти в анимацию, у нас работало порядка 140 человек, сейчас уже около 430.

- Сколько времени студия тратит на производство полнометражной картины?

- Минимум – два года. Это если всё будет прямо гладко и хорошо. А есть мультфильмы-«долгострои». Так, например, наш «Волки и овцы» мы делали пять лет. И «Руслан и Людмила», который готовится к выходу на экраны 24 августа, тоже можно считать «долгостроем», потому что мы довольно долго искали персонажей, думали, как интересно осовременить их, чтобы они не были типично сказочными. Идеи мультфильмов рождаются в муках. Когда придумываем идею, сразу думаем, кому мы будем это показывать, кто наша целевая аудитория, и чем этот фильм будет отличаться от тысяч других проектов.

Я сторонник того, что надо задумывать и делать, а не откладывать. По мне так мультфильм – это не вино, он с каждым годом лучше не становится. Он должен быть в современном темпоритме, разговаривать со зрителем на том языке, на котором сейчас зритель привык смотреть контент.

- Я правильно понимаю, что одновременно вы работаете только над одним мультфильмом?

- Нет, у нас всегда несколько проектов: сколько-то «в холодильнике» на уровне идей, хотя бы два – в предпродакшене. Потому что это всё процессы, которые занимают много времени, и, соответственно, если на промышленной студии не будет установлен график очерёдности загрузки, то получится, что одни отделы сидят и ждут, пока другие доделают свою часть работы, а это экономически очень дорого и, скорее всего, нецелесообразно.

Во все страны

- Расскажите о планах по созданию мультфильма про котёнка Ваську с улицы Лизюкова и его друга щенка Бульку. На какой стадии сейчас этот проект?

- Мы его уже сделали. Он реализован. Это короткометражка, вышло три части. Уйти в полный метр с этими персонажами мы не можем, потому что они созданы не нами и имеют очень сложную историю с точки зрения авторских прав – часть принадлежит Союзмультфильму, часть – тем художникам-сценаристам, которые их в своё время делали. Поэтому мы сделали эти мультфильмы, чтобы отдать дать уважения Воронежу.

- Вы говорите, что у вас довольной большой штат. Где берёте кадры для столь необычной работы?

- Мы их учим. У нас есть школа, которая существует более 10 лет и в этой школе есть направление анимации, 3D-моделинга персонажей, фонов. Школа у нас онлайновая, платная, там символическая оплата (от 10 до 15 тыс. руб./месяц – Ред.), ведут занятия наши преподаватели, группы порядка 10-12 человек, программное обеспечение надо приобретать самостоятельно, по окончании курсов мы выдаём сертификат. Это обучение нужно для того, чтобы получить базовые знания и опыт, без которых устроиться ни к нам, ни в другую студию просто невозможно. Естественно, мы не гарантируем после прохождения этих курсов никакого трудоустройства.

- На Воронежский Международный Анимационный Фестиваль, проходивший в мае, поступило более 800 заявок из 78 стран. Расскажите, как получилось собрать такую обширную географию?

- Мы тоже очень удивились. Это был наш самый большой страх – мы думали, что не соберём достаточное количество заявок. Но когда открыли подачу, в первый день пришло сорок, во второй – пятьдесят. Это феномен! Наверное, помогло то, что коронавирус подкосил все фестивали, все сборы, и за два года у всех накопились работы, которые люди хотели показать, обсудить.

По статистике мы видели, что прислали 40-50 работ из Америки, по 40 работ из Италии, Франции, то есть из тех стран, которые, казалось бы, к нам недружественные. Мы смотрели эти мультфильмы – отличные работы, не отягощённые никакими политическими вещами.

- Расширение географии отразилось и на ваших рабочих договорённостях, читала, что недавно вы подписали с Китаем и Вьетнамом соглашения о релизе «Снежная королева. Разморозка». Расскажите, в каких ещё странах мира сейчас можно увидеть наши отечественные мультфильмы?

- Да, в октябре новую «Снежную королеву» запустят в Китае – там вообще любят всё, что связано со снегом. То же самое во Вьетнаме. В Южной Корее мультфильм уже вышел. С Таиландом ведём переговоры. Также мультфильм выйдет в Новой Зеландии и Австралии, Англии. В той или иной мере, отечественные мультфильмы представлены во всех странах мира.

В технологическом отрыве

- Как сильно ударили по вам санкции и события последних двух лет? Отказались ли от вас партнёры? Упала ли прибыль?

- Конечно, всё это очень сильно повлияло на нас. Во-первых, в один момент в феврале-начале марта прошлого года были прерваны контракты с многими партнёрами и просели доходы. Во-вторых, влияние оказалось ещё более сильным с точки зрения программного обеспечения.

Сейчас при поддержке государства мы должны активно развивать своё программное обеспечение. Мы начали этим заниматься ещё в 2021 году, получили грант от РФРИТ. Первые три модуля из восьми мы сдадим в этом году – они уже используются и другими студиями (Паровоз, Союзмультфильм, Петербург). Эта работа позволила нам как-то с ними объединиться, потому что раньше все сидели отдельно, а сейчас общими силами тестируем, смотрим. Это важно, потому что мы всё-таки должны перестать быть всё время в позиции догоняющего, а сделать свой уверенный пакет для создания 3D анимации, который года через два-три сможем продавать тем же Китаю, Вьетнаму, европейцам.

Фото: Анимационная студия Воронеж (Визарт)

- Директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова считает, что индустрия анимационного кино в России была построена в последние десять лет. Вы с этим согласны?

- Да, конечно. Потому что когда мы 10-15 лет назад привозили первую «Снежную королеву» на выставки, на нас все смотрели с удивлением, говоря: «Анимация из России? Её же нет, она умерла давно, в 90-е годы, вместе с Союзмультфильмом, и вы ничего не можете сделать». Нам приходилось доказывать, что нет, мы можем, что мы имеем огромный потенциал и мы талантливые. Мы доказали это с полным метром, наши коллеги доказали это с сериалами, например «Маша и Медведь», «Фиксики», «Смешарики».

Так что да, мы построили индустрию и сейчас важно её не растерять. Мы с Мастусовой обсуждали это и сошлись в том, что пока мы строили индустрию, про технологии вообще не думали. А технологический отрыв у нас такой, что если эту ситуацию не контролировать, то нас может отбросить на несколько лет назад.

В тему

Анимационная студия «Воронеж» (Wizart Animation) выпустила ряд мультфильмов, которые были переведены на десятки языков и вышли в прокат в большинстве стран мира. Среди них франшизы «Снежная королева», «Волки и овцы», мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», который был куплен стриминговым сервисом Netflix и стал лидером по просмотрам.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах