В конце 2022 года в Воронеже заговорили о том, что отданный в частные руки проект платных парковок «неожиданно» провалился. За пять лет работы концессионер – фирма «Городские парковки» – не доплатил в бюджет города от 60 до 80 процентов положенной суммы.
Кроме того, ежегодные проверки выявили отсутствие по некоторым адресам разметок, дорожных знаков и информационных щитов, экономию на местах для инвалидов, неуплату концессионером штрафов – он их оспаривал в арбитражном суде, и даже незаконное открытие дополнительных парковочных мест. Словом, всё шло к тому, чтобы сменить нерадивого содержателя городских парковок. Сменили: в декабре 2023 года воронежские платные парковки перешли в собственность дочерних предприятий Росатома.
И вот, на днях на постоянной комиссии по развитию транспорта и объектов транспортной инфраструктуры Воронежской городской Думы выяснилось: и этот концессионер не доплатил в бюджет, речь идёт о сумме около 70 млн рублей.
На те же грабли
Оказалось, что концессионер платных парковок перечисляет городу всего 13-18 млн рублей в год при том, что должен перечислять не менее 80-86 млн.
Улучшений с момента передачи парковок другому концессионеру в данной сфере нет, заявил депутат Константин Ашифин. Парковочные места по-прежнему не убираются, штрафы за неоплаченную парковку не взимаются, паркоматов недостаточно, из-за чего люди не могут оплатить своё место, также не решена проблема с сокрытием номеров. В итоге жители не считают нужным платить за некачественно предоставляемую услугу.
По информации председателя постоянной комиссии Дмитрия Крутских, в текущем году концессионер получил от мэрии уже 14 штрафов, хотя в прошлые годы их было от 1 до 10. «Не говорит ли это о том, что смена концессионера ничего не улучшила?» - поставил вопрос ребром парламентарий.
Претензии коллег поддержал и депутат Иван Кандыбин. Он отметил, что мест на парковках не найти, они заставлены машинами людей, которые не оплачивают услуги концессионера. А в суде можно запросто оспорить выставляемые штрафы, потому что паркоматы не работают, а граждане не обязаны загружать на телефоны специальное приложение для оплаты, кроме того, есть люди, у которых самые простые кнопочные телефоны. Так не проще ли отказаться от таких услуг? Депутат убеждён, что в сложившейся ситуации во многом виноват заказчик – городские власти: они не используют рычаги воздействия на концессионера за неудовлетворительную работу.
Ранее горадминистрация поделилась планами, что к 2030 году в Воронеже появятся ещё 1610 платных парковочных мест вдобавок к имеющимся на сегодня шести тысячам. Их планируют оборудовать за счёт частных инвестиций, то есть той же концессии. Однако теперь депутаты усомнились в необходимости расширения платных парковок, пока не наведён порядок с существующими.
На заседании комиссии руководитель управления транспорта горадминистрации Максим Захаров предложил дать время и концессионеру, и мэрии исправить все недочеты и вернуться к вопросу о платных парковках в феврале 2024 года. Так что сроки поставлены. Изменится ли что-то за три взятых на наведение порядка месяца, сказать сложно.
Что у соседей?
Пионером по открытию платных парковок в Черноземье стал Белгород – там они заработали с 24 ноября 2014 года. Стоимость стоянки зависит от зоны и составляет от 20 до 30 руб. в час (в Воронеже 40 руб. в час – Ред.). На срок до 30 минут (в Воронеже 15 минут – Ред.) можно парковаться бесплатно. Однако если вы постояли несколько раз за сутки на разных парковках, это время суммируется.
Ещё один интересный факт: администрированием платных парковок в городском округе «Город Белгород» занимается муниципальное казённое учреждение «Белгородское парковочное пространство» (МКУ «БПП»). То есть местные власти не отдали прибыльное дело частнику, как в Воронеже, а самостоятельно наладили работу паркоматов и спокойно пополняют бюджет.
Платные парковки в Курске заработали только с 27 июня текущего года. Стоимость парковочного места там составляет 30 рублей в час. На Привокзальной и Красной площадях – 100 рублей в час. При этом бесплатное время ограничено 15, а на Привокзальной площади 30 минутами.
В центре Липецка платные парковки должны открыться не раньше 15 ноября, сообщила во время прямого эфира в центре управления регионом мэр Липецка Евгения Уваркина. Час парковки здесь обойдется в 34 рубля, и на 15 минут можно будет поставить машину бесплатно.
В Орле и Тамбове платных парковок пока нет, хотя соблазн был – вопрос об их необходимости неоднократно поднимался рядом депутатов.
Размер штрафа за неоплату парковки в городах Черноземья:
- Белгород – 1500 руб.
- Воронеж –1500 руб.
- Курск – 1000 руб.
- Липецк – 500-1000 руб.