Ссылка в каменный мешок. О проблемах новостроек в Черноземье

Уютное жильё в хорошем месте – одна из составляющих семейного счастья. Но слишком часто бывает, что покупка квартиры в микрорайоне с красивым названием превращается в бессрочный приговор к заключению в каменном мешке с ежедневными пытками: необходимостью стоять в пробках по пути в детский сад или школу, постоянным шумом, нестерпимой вонью из-за расползающихся коммуникаций.

   
   

Почему же количество строящегося жилья не всегда переходит в качество? О качестве городской среды и проблемах транспортной доступности – в материале «АиФ-Воронеж».

Надгробие промышленности

Воронежская область – крупнейшая в Черноземье – остаётся и лидером по жилому строительству: в прошлом году было введено 1864 тыс. кв. метров нового жилья – на 8% больше, чем в 2020-м, и почти столько же, сколько в допандемийном 2019-м. Но и проблемы, связанные с темпами застройки, встают в полный рост.

Так, отзывы горожан и многочисленные рейтинги свидетельствуют о том, что транспортный вопрос с каждым годом становится всё напряжённей. В немалой степени это заслуга строителей, часто обрекающих клиентов на изоляцию в собственном ЖК.

Даже сотрудники мэрии отмечают, что в некоторых новых кварталах транспорта не будет никогда. Пример – ЖК «Парк Горького», построенный компанией «Развитие» на набережной у Северного моста: чтобы попасть на ближайшую остановку «Берёзовая роща», его жителям приходится пересекать железную дорогу.

Ещё труднее добираться на «большую землю» с окраин, которые продолжают масштабно застраиваться. Так, новый квартал – аж на 23 тысячи жителей – вскоре должен появиться рядом с улицей Изыскателей, через лес от Отрожки. Площадь в 54 га займут высотки от 11 до 26 этажей. Для новой улицы Богатырской сделана резервная схема 52-го маршрута, но хватит ли этого – большой вопрос.

Кстати, авторы действующего генплана предполагали такие трудности и изначально закладывали в документ концепцию «компактного города», по которой, прежде всего, расселяются и застраиваются ветхие кварталы. Однако власти пошли навстречу строительным компаниям и предоставили им 500 гектаров на окраинах. Примеров успешной реновации пока немного – к ним можно отнести строительство в переулке Славы и на ул. Ленинградской.

   
   

Кстати, нередко новые ЖК становятся надгробием советской промышленности. Так, бывшая территория мясокомбината досталась компании ДСК, а то же «Развитие» в конце прошлого года выкупило площадку завода «Электроприбор».

Микробы и пожары

Лидерство Воронежа по застройке во многом связано с использованием современных строительных технологий. Так, в регионе действуют два крупных завода по возведению домов из готовых железобетонных блоков – речь идёт о более чем 500 тыс. кв. м жилой площади в год.

Но служит ли такой подход комфорту горожан? Рынок завоевали каркасные, панельные и блочные дома, а кирпичные многоэтажки, которые до сих пор имеют репутацию самых тёплых и уютных, становятся приметой прошлого. При этом самым большим спросом пользуется жильё эконом-класса: по сравнению с некоторыми современными мини-квартирами и студиями даже квартира в «хрущёвке» может показаться хоромами.

До коммунального рая многим новостройкам тоже далеко. Отключение воды и света в новых микрорайонах не редкость, а, например, жители ЖК «Задонье парк» недавно узнали, что вода из их кранов опасна для здоровья: экспертиза Роспотребнадзора показала, что в ней превышено «общее микробное число».

Некоторые невезучие проекты неприятности преследуют уже во время строительства. Так, в августе загорелся ЖК «Атлантис» на набережной у парка «Дельфин». Пожар был виден с обоих берегов водохранилища и так впечатлил воронежцев, что за элитным домом закрепилось прозвище ЖК «Горелый».

Бои за генплан и обманутые дольщики

Остальные регионы Черноземья по темпам строительства заметно отстают. И это при том, что в 2010 году лидером по вводу жилья была не Воронежская, а Белгородская область. Она же занимала третью строчку в ЦФО, уступая лишь Москве и Московской области. Тогда регион сдал 1100 тыс. кв. метров. В прошлом году – чуть больше, 1165 тыс. кв. м. Впрочем, по площади на душу населения белгородцы обеспечены жильём лучше всех в Черноземье.

Вместе с тем область продолжает держать пальму первенства в индивидуальном домостроении – такую стратегию избрал бывший губернатор Евгений Савченко. В прошлом году было построено 1016 тыс. кв. м, это 11-е место в стране и второе в ЦФО – сразу после Подмосковья.

Меньше всего жилья – 308 тыс. кв. м – построила в прошлом году Орловская область. Это единственный чернозёмный регион, строительный сектор которого не оправился после начала пандемии: по сравнению с 2020 годом ввод жилья упал на 30%, объём работ – на 21%. И это при том, что обеспеченность жильём здесь худшая в Черноземье.

В Курске ввели 566 тыс. кв. м, и это лучший результат за последние три года. Между тем регион сотрясают скандалы, связанные с работой одного из крупнейших застройщиков – «Курского завода КПД им. А. Ф. Дериглазова». Так, затянулась сдача 13 многоэтажек в новом микрорайоне «Северный», построенных рядом с аэродромом. Фирма не достроила там и поликлинику, а вот детский сад всё-таки сдала, но, по мнению антимонопольной службы, продала его мэрии в обход законодательства о защите конкуренции.

В Липецке развернулись бои вокруг нового генплана – при том, что старый был принят всего восемь лет назад и рассчитан до 2035 года. Здесь, напротив, вместо застройки окраин решили сделать ставку на реновацию, но за счёт частного сектора. Приговорёнными оказались городские кварталы с индивидуальной застройкой, несколько садоводческих товариществ, гаражные кооперативы. Липчане массово выступили против, они выходят на акции протеста и записывают обращения к президенту. Не понравился новый документ и местному горсовету.

А в Тамбове тем временем продолжают распутывать проблему обманутых дольщиков. На годы остановилось строительство десятка многоквартирных домов. Необходимые решения уже приняты: семь зданий планируется достроить к концу 2023 года. Ещё в трёх случаях с дольщиками рассчитаются деньгами.

В том, по чьей вине сложилась такая ситуация, продолжают разбираться правоохранители. Так, недавно следственный комитет направил в суд дело бывшего руководителя фирмы «Элитстрой» – речь идёт о похищении у дольщиков 86 млн рублей.

То высотки, то куры бегают

Общественный деятель Виталий Иванищев:

«Генеральный план – это вектор развития. Он определяет, где будет жильё, какой этажности и с каким населением, где общественные здания, как пройдут новые дороги и т. д. С конкретной концепцией можно спорить, её невозможно воплотить на 100%, но она хотя бы должна быть».

Воронежский генплан плох тем, что не даёт ответы на эти вопросы, а лишь узаконивает хаотичное развитие. Большая часть земли отнесена к зоне общественно-деловой застройки, т. е. на одном и том же месте может появиться всё что угодно – и жилой дом, и административное здание, и учебное заведение, и парк. С одной стороны, это даёт простор для творчества чиновников и застройщиков. Но с другой – покупая квартиру, человек не представляет, что будет рядом с его домом через десять лет.

В Липецке планы по реновации вызвали конфликт, но в Воронеже и без сноса частного сектора можно найти площадки для развития в центре города. У нас огромное количество бывших промзон. Например, до сих пор не ясна судьба территории завода им. Коминтерна, это огромный неиспользуемый пустырь. Есть огромное свободное пятно у железной дороги на ул. Еремеева и т. д.

Да и частный сектор частному сектору – рознь. Он бывает совсем «уставшим». Например, вокзал – точка притяжения для деловых и торговых центров, гостиниц и т. д. А у нас к северу от него – покосившиеся избушки, грунтовка и куры бегают. И это в городе-миллионнике!

«Полукомпактный» город

Урбанист Илья Бейлин:

«Строительный рынок понятен бизнесу, он бурно развивается и привлекает инвестиции. При этом, естественно, бизнес отстаивает собственные интересы. Например, воронежский генплан не сбалансирован, и окончательные решения были приняты в пользу двух застройщиков. Нас убеждают: давайте закроем глаза на их планы и будем считать, что у нас «компактный город». Но нельзя быть наполовину беременной».

Важно, чтобы такой подход хотя бы частично уравновешивался местными урбанистами, которые отстаивают интересы активных горожан. Липецк моложе, тему градостроительства в нём стали обсуждать позже, и таких общественников там немного. В Воронеже – больше, и они отстаивали свою позицию. Успешно или нет – вопрос другой.

Скажем, в Санкт-Петербурге общественность ещё активнее, но и там в целом те же проблемы. Всё-таки все мы живём в одном государстве, и олигархический капитализм задаёт общую повестку.

Фото: АиФ