Расколоть народ. Как оккупанты на войне прибегали к психологии национализма

Алена Мищенко / АиФ
В годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза стали 2072 украинца. Но были и другие украинцы, которые поверив в басни о собственной исключительности, повернули оружие против нашей общей Родины и с энтузиазмом истребляли целые поселения. 
 
Сегодня очень важно разобраться в корнях современного украинского нацизма. Например, о них лаконично, но ярко рассказывают документы о 615 украинском батальоне полка «Десна» и карательном отряде «Украинская компания», рассекреченные ФСБ совсем недавно – в июне этого года. Это наша история, которую нужно знать, тем более что в составе этих подразделений были и уроженцы Воронежской области. 
 

Присяга на верность

Захватив в первые месяцы войны миллионы советских военнопленных, немцы принялись формировать из них карательные части, которые должны были выполнять самую грязную и кровавую работу на оккупированных территориях. При этом карателей старались группировать именно по национальному признаку – по принципу «разделяй и властвуй». 
 
«Согласно данным ФСБ, полк «Десна» был создан в феврале 1942 года при второй немецкой танковой армии на территории Брянской области, - рассказывает воронежский историк, педагог и краевед Виктор Бахтин. – Соединение формировалось в городе Бежице. В полк вошли советские военнопленные, давшие согласие на службу в армии Германии. В нём было пять батальонов – среди них 615-й украинский, а также отдельный артиллерийский дивизион». 
 
Основные части полка были сформированы к 16 июля 1942 года. Этой работой руководил комендант брянского лагеря военнопленных (Дулаг-142) майор Вайзе, а помогал ему бывший капитан Красной армии Кубелько. В каратели принимали исключительно по желанию. 
 
В своих показаниях о первом наборе добровольцев рассказывал один из офицеров полка М.З. Холмогорцев, взятый в плен партизанами: «Находясь в брянском лагере № 2, я умышленно заменил настоящую фамилию на украинскую фамилию Хмара. Мне, как и всем украинцам, было предложено записаться в «украинский батальон» немецкой армии. Немцы говорили, что они отбирают украинцев отдельно от других национальностей для того, чтобы создать им более благоприятные бытовые условия и привлечь их для работы в тылу и на фронте наравне с немцами.
 
Немцы выстроили весь лагерь и немецкий комендант объявил: «Кто украинец, два шага вперёд». Он объяснил, что все украинцы будут собраны отдельно и будут ходить на работу только по разгрузке продуктов, и что пища будет улучшена и даже будут давать табак».
«Это было лишь одно из многих подобных формирований, - продолжает историк. – Старая, как мир, политика: захватчики старались разобщить народы СССР. Кроме того, немцы старались поручать грязную работу другим: участие в расстрелах и других казнях сильно подрывало моральный дух, психика не выдерживала. Конечно, в советское время эту тему старались не поднимать, списывая всё преступления на немцев – боялись повредить дружбе народов». 
 
Каждый, кто вступал в полк, принимал присягу на верность фюреру: «Я клянусь Богу этой святой присягой, что в борьбе против большевизма – врага моей родины, я верховному командующему немецкой армии - Адольфу Гитлеру обязуюсь быть послушным и как смелый солдат готов отдать свою жизнь».
 
 

От Брянщины до Франции

Как известно, Брянская область была одним из центров партизанского движения – на борьбу с ним и бросили новый полк. Он охранял от проникновения партизан рубеж по реке Десна и совершал карательные экспедиции в регионе и соседней Орловской области. 
 
«В сентябре 1942 года в районе села Уты Выгоничского района 615 батальон, участвуя в операциях против партизан, сжёг несколько населённых пунктов и разграбил имущество мирных жителей, - говорит Виктор Бахтин. - В июле-августе 1943 года подразделение неоднократно выезжало в карательные экспедиции в леса Выгоничского, Жирятинского, Навлинского районов, где сожгло три села. В селе Княвичи 25 его жителей каратели загнали в здание школы и сожгли. В сентябре 1943 года, после того как линия фронта стала приближаться к Брянской области, батальон стал отступать на запад по направлению к белорусскому Бобруйску, по пути также активно занимаясь карательной деятельностью».
 
Отступать пришлось аж до Франции, где полк начал акции против местных партизан. Часть карателей отправили в Италию. Вот только сведений о сожжённых вместе с жителями деревнях уже нет – в Западной Европе немцы предпочитали воевать совсем по-другому. 
 
В конце 1944 года часть «Десны» вошла в «Русскую освободительную армию» под командованием предателя генерала Андрея Власова и разделила её судьбу. 
 
 

30 лет до «вышки»

Впрочем, самые проницательные каратели понимали, что бесконечно драпать не получится и начали искать другой способ избежать наказания. Многие целыми группами переходили к партизанам – выдавали себя за беглых военнопленных и сочиняли другие легенды. У некоторых получалось, они заканчивали войну в составе Красной армии и после много лет жили как полноправные советские граждане. 
 
Однако КГБ продолжал искать военных преступников вплоть до конца 80-х годов. Так, много лет понадобилось чекистам, чтобы выйти на след командира особого взвода 617 батальона полка «Десна» Владимира Мирошника, который лично убил десятки стариков, женщин, детей. 
 
Подробности охоты на этого зловещего персонажа описаны сразу в двух книгах: «Воронежские чекисты рассказывают» (1976) и «Каратели. «Серые волки» в брянских лесах» (2012). Последнюю написал Пётр Головачёв, сотрудник органов госбезопасности, занимавшийся поиском нацистских пособников. Именно он и обнаружил убийцу.
 
Мирошник оказался уроженцем воронежской Бутурлиновки Мирошниковым, который после войны работал инженером на станкостроительном заводе, никому не рассказывал о своём прошлом и был свято уверен, что ушёл от наказания. Мирошникова арестовали, и в марте 1975 года вместе с ещё несколькими обвиняемыми он предстал перед Брянским областным судом. О страшных военных преступлениях уверенно говорили и документы, и свидетели. Так, на процессе выступил Н.Т. Сидоров – во время войны он был шестнадцатилетним подростком и смог выжить после карательной акции в деревне Вздружное.
 
«Всех мужчин, в том числе и меня с отцом, согнали в кучу, и Мирошников открыл огонь из автомата, - вспоминал мужчина. – Вместе с ним стреляли ещё два или три человека. После первых очередей мой отец был убит в грудь и упал, падали и другие. Испугавшись, я тоже упал в небольшую промоину, отец — на меня, что меня и спасло. Постреляв, каратели ушли. Но вскоре вернулись и начали добивать тех, кто ещё был жив. В живых остался только я».
 
Справедливость восторжествовала – Мирошников получил высшую меру наказания, но ещё долгие годы информацию о его преступлениях скрывали архивы. Публикация этих документов стала частью большой работы, которую сегодня проводит ФСБ, обнародуя правду о зверствах нацистов и их пособников. 
 
Рассекреченные материалы станут доказательствами на судебных процессах о признании геноцидом убийств мирных жителей в годы Великой Отечественной войны.
 
 

Компания предателей

Неподалёку от полка «Десна» действовало ещё одно подобное формирование – карательный отряд «Украинская компания». Он был создан в мае 1942 года на Орловщине и насчитывал 120 человек и 70 красноармейцев – в большинстве своём выходцев с Украины, которые дезертировали или сдались в плен. 
 
Командовал отрядом Николай Гетман из Житомира. В отряд набирали только активных предателей, которые добровольно шли служить немцам. Каратели подавляли партизанское движение в трёх районах тогдашней Орловской области – Хвастовичском, Ульяновском и Знаменском – и одновременно массово уничтожали местное население. 
 
Известно, что 20 карателей из «украинской компании» понесли наказание уже 1943 году – были приговорены к смертной казни через повешение.