Сергей Антипов (фамилия изменена по просьбе героя - ред.) - водитель такси с 20-летним стажем, но, вопреки стереотипам, имеет за плечами еще и два высших образования. Корреспондент «АиФ-Воронеж» поговорил с ним о заработках, пробках и о вымирании профессии.
«Дешевле, чем на своей машине»
«Вам повезло! Если бы я не был поблизости, вы бы опоздали – за ту сумму (170 рублей за девять километров – ред.), никто бы не поехал издалека», - со знанием дела говорит Сергей Антипов.
На дорогах заторы – ехать пришлось долго.
«Навигатором не пользуюсь. 20 лет в такси, город хорошо знаю. В новостройках мне достаточно один раз побывать, и дорогу запоминаю. Любая непогода - всегда пробки. Вот и сейчас дождь пошел, в городе страшные заторы – много аварий, так что не обольщайтесь, что быстро доедем», - говорит водитель.
Спрашиваю, замечает ли, что с каждым городом машин на городских дорогах становится все больше.
«Автомобилей в Воронеже становится больше каждый месяц – мы, таксисты, видим это первыми. Отсюда и больше и заторов. Новые дороги в городе не строятся, развязки не делают. Ездить тяжело. Почему становится больше машин? Кредиты всем дают, даже студентам. Люди у нас хотят удобно ездить. Было бы у нас метро – другой разговор. Хотя на своем авто ездить только на работу или учебу – дорогое удовольствие. На такси дешевле. С обслуживанием и страховкой своего авто выходит около 20 тысяч рублей в месяц. При этом, если ездить на такси, выйдет не более шести-семи тысяч. Доллар и евро взлетели, цена на бензин вырастет, а следом и всё остальное - электроника, бытовая техника. Поднимется всё, кроме зарплаты. Сейчас из 170 миллионов населения России почти 50 миллионов человек живут на грани бедности. Это одна треть, очень много. И с каждым годом количество бедных растёт».
Миллиарды ни с чего
Автомобиль Сергея обклеен фирменными наклейками.
«Те, у кого работа в такси – основной заработок, как у меня, не ездят на своих машинах, только на фирменных. Я продал свои три машины, так как это не выгодно. За страховку заплати, за ремонт - много набегает. Лучше отдать 1300 рублей в сутки за аренду машины, сюда входит страховка, крупный ремонт, замена масла. Конечно, если лампочка перегорела, колесо проткнул - это уже за свои деньги меняешь. И за бензин. С одного заказа служба такси берет по 10 рублей, за корпоративный высчитывает 15% от суммы заказа. А те, кто ездят на нефирменных машинах, платят 20% с обычного заказа. При этом такси продолжает дешеветь. И это не поддается никакой логике! - возмущается Сергей. - У нас программа рассчитывает стоимость. 59 рублей посадка, пробки не считаются, будто мы по воздуху или по воде перемещаемся. Пробки считаются, если заказ вызван по таксометру, но по нему мало кто заказывает. И там простой – всего три рубля за минуту. Даже по таксометру это очень дешево».
По словам Сергея, в компании, где он работает водителем, один километр стоит девять рублей для пассажира, в других организациях – по 15-18 рублей. Спрашиваю, почему же тогда он не сменит компанию.
«А «Яндекс-Такси» берет 25% с заказа! Если заказ стоит, например, 400 рублей, 100 рублей забирает служба. Вот и имеет миллиарды ни с чего. Что-то не нравится – уходи. Там и машин меньше. Конечно, большинство людей в такси просто подрабатывает. Таких как я, постоянных, очень мало. А тех, кто работает в такси по 15-20 лет, в Воронеже едва наберется сотня человек».
«Такси вымрет, как мамонт»
«У меня два высших образования. Работал по специальности юрисконсультом в соцзащите. Заплата копеечная была – пять тысяч рублей. Уволился, ушел в такси. Еще пять лет назад я зарабатывал 120-130 тысяч рублей. Сейчас все изменилось в худшую сторону – в месяц удается заработать максимум 30 тысяч рублей. А в советское время таксисты вообще были миллионерами. Деды рассказывали, что пока работали в такси, и детей, и внуков обеспечивали квартирами, машинами, гаражами, дачами. У них были казенные машины, бензин и еще зарплата, а левых заработков – на две зарплаты моей матери в день. И смены были по восемь часов. Когда я 20 лет назад начинал в такси, тоже денег не считал, хотя работал по пять-шесть часов в день. Сейчас же я вкалываю по 18 часов в сутки, чтобы заработать эту тридцатку», - высказался Сергей.
В то, что ситуация изменится, он не верит.
«Такси просто вымрет, как мамонт, а люди пересядут на велосипеды и общественный транспорт. Ведь никто не будет работать бесплатно или в убыток себе. Многие мои знакомые уже бросили этот заработок. И каждый день бросают еще больше. Уходят в другую сферу: кто в строительство, если здоровье позволяет, кто в торговлю, хотя это и не надежный сейчас вид деятельности. Остаемся работать в такси от безысходности».
Официально
По данным исследования рынка такси, которое провел Аналитический центр при Правительстве РФ, с 2015 по 2017 год численность таксистов в России росла на 25% ежегодно. А вот в 2018 году значительного роста не произошло. В 2019 году количество занятых в сфере такси составило порядка 600 тысяч человек, показав рост в 3%. Как заключили исследователи, в России от работы в такси зависят более полутора миллиона человек.
Доля россиян, которые регулярно пользуются такси, за четыре года выросла с 12 до 15,4%. Причем, чем меньше город, тем выше эта доля. И чем хуже развит общественный транспорт в городе, тем популярнее такси.
Смотрите также:
- «Меня толкали в огонь». Спасатели - о страшном и смешном в своей работе →
- Уличное шоу на стене и ночной парад театров. Каким будет X Платоновфест →
- Демографическая пропасть. Эксперты о том, как повысить рождаемость →