Премии и песни у костра. Командир студотряда о всероссийских стройках

В 2019 году Илья получил и поднял знамя Всероссийской студенческой стройки. © / Илья Степанцев / Из личного архива

Магистрант Воронежского государственного технического университета Илья Степанищев участвовал в трёх Всероссийских студенческих стройках – на «Космодроме Восточный» в Хабаровском крае, «Север» в Якутии и «Мирный атом» в Озерске Челябинской области. В этом году стал замруководителя студенческой стройки в питерском «Лахта-центре» и принимал участие в строительстве самой высокой башни в Европе.

   
   

Илья Степанцев рассказал «АиФ-Воронеж», почему студенты идут работать в стройотряды, как идет набор на всероссийские стройки и как стройотрядовцы проводят свободное время на вахте.

Каждый боец – лицо региона

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Воронеж»: Илья, в этом году вы стали командиром Всероссийской студенческой стройки. Как это произошло? Много ли было претендентов?

Илья Степанищев: В первых числах мая проходила онлайн всероссийская школа, в ней готовили штаб трудового проекта. Сначала нас тестировали на знание основной правовой документации российских студотрядов, далее погружали в более углублённую штабную работу. Были различные лекции и тренинги, с каждым разыгрывали стрессовые ситуации, ведь командир штаба должен представлять в первую очередь интересы бойцов, это лицо всей организации. Как я потом узнал, конкурс был 40 человек на место. Я успешно прошёл отбор на командира Всероссийской студенческой стройки «Мирный атом ЛАЭС 2020» в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Однако через месяц, на подготовительном этапе, стройку отменили из-за ситуации с пандемией. Уже готовился уезжать, как позвонили из Москвы, предложили стать замруководителя студенческой стройки в «Лахта-центре» – это будущий центральный офис «Газпрома» с самой высокой башней в Европе. Конечно, я согласился.

– Какие у вас обязанности и как расписан рабочий день?

– В мои задачи входили приём заявок от студентов, формирование полного пакета документов для трудоустройства, покупка билетов. Я рассказывал ребятам, в каком месте они будут жить, какие задачи ставит работодатель. В общем, представлял интересы всех прошедших отбор на трудовой проект. Допускались только те кандидаты, которые имели отрицательный тест на ковид и успешно прошли медкомиссию. Тем не менее на месте бойцов ожидала ещё двухнедельная обсервация, и только потом – переезд на постоянное место жительства. На объекте был вводный инструктаж, сдача пожарно-технического минимума, получение рабочей одежды, и 29 июля все приступили к работе.

   
   

Наши ребята – 429 человек из 23 субъектов РФ, в том числе 40 человек, или четыре студотряда, из Воронежа – работают от минус второго до 82-го этажа. Многие имеют профессиональную квалификацию штукатура-маляра, электрика, геоодезиста. Выполняют также подсобные и складские работы, монтаж гипсокартона.

Каждый день заказчик выдаёт средства защиты – перчатки, защитные маски. Завтрак на территории проживания, обед на объекте, в специально отведённом под столовую месте, ужин тоже дома – всё горячее, вкусное. Условия проживания шикарные: комнаты просторные с заселением от четырех до 12 человек, тепло, есть горячая вода. Довольны и ребята, и постоянный персонал – всё-таки молодая кровь, работают с полной самоотдачей. Известно, что несколько человек останутся здесь после завершения трудового проекта в сентябре – они себя хорошо зарекомендовали, и им предложили хорошие условия. К тому же во многих вузах для них создали индивидуальные графики обучения, они будут работать и учиться.

Конечно, дисциплину воспитываем через труд, молодёжь учится у опытных бойцов. Но, конечно, бывают и нарушения техники охраны труда. Боец зазевался, перестал работать, подходишь – дашь ему подзатыльник, голос чуть повысишь. Но в целом все ребята дисциплинированные.

Заработать – реально

Стройка «Север» проходила в Якутии. Фото: Из личного архива/ Илья Степанцев

– Раньше студенты создавали стройотряды, чтобы заработать. Сколько студентам платят сейчас?

– От 15 тысяч рублей зарабатывают на сервисном направлении, на строительном – от 20 до 30 тысяч. Работодатель остаётся, как правило, доволен, и после окончания работы отряда начисляет ещё и премию. А если хорошо потрудиться в районах Крайнего Севера, то за трудовой семестр можно заработать и 80, и 90 тысяч рублей. Конечно, ребята очень рады. Кроме того, дорогу оплачивает работодатель.

– Помимо стройки в Сосновом Бору, наверное, закрылись и другие всероссийские проекты?

– Да, закрылись, например, трудовые проекты «Калининград», «Мирный атом» в ЗАТО Озёрск Челябинской области, «Север» в Саха-Якутии, «Кузбасс» в Кемерово. Сервисные и педагогические отряды в Крыму заработали позже обычного. Некоторые ребята, чьи стройки закрылись, остались работать в местных детских лагерях, другие поменяли квалификацию. Никуда не выехали в основном лишь отряды проводников – это очень популярное среди студентов направление. Затем идут сервис и вожатые, строители. Очень хорошо развивается сельскозяйственное направление, а вот медицинские отряды в Воронеже пока не представлены.

Поют, танцуют, сочиняют

– Что можно улучшить в системе стройотрядов?

– В целом система налажена, сейчас идёт акцент на то, чтобы каждый боец имел строительную специальность. У меня, например, есть удостоверение штукатура-маляра, бетонщика-арматурщика, каменщика. Именно в студотрядах могут научить шпаклевать, класть плитку – всё это пригодится и дома. На встрече президента страны Владимира Путина со штабом российских студотрядов, которая прошла 5 ноября прошлого года, присутствовал и я. Там говорилось о том, чтобы студентам выделяли деньги на профессиональное обу­чение.

Кроме того, сейчас стараемся набирать отряды так, чтобы это был коллектив людей, которые подкованы не только производственно, но и творчески. Наши ребята и поют, и танцуют, и пишут песни. Приезжая на трудовой проект, они уже имеют готовые номера. Приходят с работы, а штаб организовал творческое мероприятие. В выходные – непременно конкурсы и спартакиады. Это очень помогает отвлечься от трудовых будней, заряжает энергией и положительными эмоциями. Никогда не забуду, как в 2019 году на всероссийском проекте наш отряд «Легион», где я был командиром, стал лучшим из 41 отряда. Я получил и поднял знамя Всероссийской студенческой стройки – аж мурашки по коже, настолько это было волнительно и приятно!

Вообще, студенческие отряды – это особый колорит, своя романтика, здесь звучат отрядные песни, песни у костра. А по окончании трудового семестра тебе выдают целинный кирпич – с виду обычный значок, но когда его получаешь, понимаешь, сколько в него вложено. Сейчас я с полной уверенностью могу сказать, что у меня в каждом уголке страны есть знакомые, потому что я работал на трёх всероссийских студенческих стройках. Большая радость, когда на очередной стройке вдруг встречаешь человека, с которым трудился в прошлом году. Это не передать словами.