«На шутки не реагирую». Как воронежец Иван Грозный шьет мишек Тедди

Иван Грозный / личный архив

Воронежец с ярким именем Иван Грозный занимается созданием мишек Тедди. Иван рассказал «АиФ-Воронеж» о творческих поисках, трудностях в работе и о назойливом эльфе-парикмахере.

   
   

«Разве с такой фамилией можно таких милых зверей шить?»

Виктория Молоткова, «АиФ-Воронеж»: Иван, расскажите, почему вас так назвали? Это случайность или родители специально подобрали имя к фамилии?

Иван Грозный: Я думаю, что это случайность. Я даже у своих родителей не спрашивал, почему меня так назвали.

- Люди верят, что это ваше настоящее имя?

- Иногда бывает, что не верят, думают, что это мой псевдоним. Но на этот случай у меня есть паспорт, где написано, что я Грозный Иван Николаевич. Кто-то очень сильно удивляется, кто-то пытается глупо пошутить, но я на эти шутки уже не реагирую.

«Многие мне говорят: «Разве с такой фамилией можно таких милых зверей шить?» Фото: личный архив/ Иван Грозный

- Помогает ли оно вам при продажах?

- Скорее помогает не моя фамилия, а то, что я мужчина, который занимается таким видом творчества как рукоделие. Людей больше это привлекает. По поводу фамилии многие говорят: «А что, у вас правда фамилия Грозный? Разве с такой фамилией можно таких милых зверей шить?».

   
   

От парикмахера до мастера-теддиста

- Иван, как вы узнали о мишках Тедди и почему решили заняться их изготовлением?

- Узнал ровно шесть лет назад благодаря Николаю Павлову – это мой учитель, к которому я попал на мастер-класс по куклам. Началось все с кукол из самозатвердевающего пластика. Я решил попробовать, а смогу ли я делать подобное тому, что делает Николай. Сделал одну куклу, вторую… Мне как-то не очень понравилось. Я понял, что это не мое. Но за то время, пока я делал кукол, творчество зацепило. Я пробовал заниматься и декупажем (техника декорирования, основанная на присоединении рисунка к предмету и покрытии полученной композиции лаком – ред.), и мыловарением, собирать бижутерию и шить мишек Тедди. И вот уже шесть лет этим занимаюсь. Изначально это было просто любопытство, потом стало хобби, а сейчас это мой основной вид деятельности. До этого я работал парикмахером.

- Где вы учились этому мастерству?

- Сначала тоже у Николая, потом проходил различные мастер-классы, для этого я даже ездил в Москву. Так постепенно набирался опыта. Сейчас я сам преподаю мастер-классы в Воронеже,  Москве и Санкт-Петербурге. У меня уже больше 500 учеников.

- Вы шьете только мишек?

- Нет, не только. Сами мишки Тедди – это технология, крепление, благодаря которому у игрушки подвижная голова и четыре лапы. Я делал и слонов, и зайцев, и кроликов, и котят. Кстати, котята пользовались большим спросом, до сих пор люди просят, чтобы я их еще сделал, хотят в свои коллекции.

Котята пользуются большим спросом Фото: Из личного архива/ Иван Грозный

«Труднее всего пришивать уши»

- Какие материалы нужны, чтобы сделать такую игрушку? Насколько это дорого?

- Сейчас это очень дорого. Вообще заниматься творчеством дорого. Материалы в основном все заграничные – из Италии, Германии. В основном, из Германии, потому что из этой страны к нам пришла технология мишки Тедди, которую придумала Маргарет Штайф. Там есть завод Steiff, где изготавливают специальные материалы для пошива мишек Тедди. Привезти их в Россию очень дорого.

- Расскажите о процессе создания мишки Тедди. Сколько времени уходит на создание одной игрушки?

- Сам процесс начинается с того, что я придумываю образ, потом леплю пластилиновый макет, с него снимаю выкройку и переношу ее на бумагу, а затем распечатываю. На каждую работу у меня новая индивидуальная выкройка. После этого я думаю, из какой ткани буду шить – это может быть мохер, вискоза, альпака, плюш, советский плюш. Выбрав ткань, я переношу выкройку на материал, потом раскраиваю, сшиваю, набиваю и собираю игрушку.  Затем я довожу все до ума - вставляю глазки, делаю утяжки, шью одежду, если она нужна. Три дня – и полностью готовый образ. Мой рекорд – за полтора дня я полностью сделал работу. Все свои игрушки я шью из специализированных материалов, наполняю все опилками, древесной шерстью (длинная тонкая стружка – ред.)

Для каждой игрушки Иван делает новую индивидуальную выкройку Фото: Из личного архива/ Иван Грозный

- Что больше всего вызывает трудности в процессе изготовления?

- Когда я только начинал, мне труднее всего было пришивать уши. Ну вот не нравилось мне это делать. Но теперь спустя время никаких трудностей не возникает.

- Как вы придумываете новые образы, где ищите вдохновение?

- Я не ищу вдохновения, потому что это такая вещь, что ее можно годами искать и никогда не найти. Вот, например, у меня есть котята из коллекции «Детский сад» - я просто сшил одного котенка и понял, что хочу сделать целую серию таких игрушек. И когда я их делал, уже возникло название коллекции и образы. Ты понимаешь, если это маленькие дети, то им нужны какие-то комбинезончики, какие-то игрушечки. В процессе изготовления к тебе приходят идеи, что добавить, а что убрать. У меня это так происходит. А вообще я могу посоветовать смотреть фильмы, сказки, слушать музыку, любоваться природой, сходить в музей. 

Эльф, который не хотел уходить

- Ваши игрушки чаще покупают в коллекции или для детей?

- То, что я делаю – это коллекционные игрушки. Есть родители, которые покупают их для детей. Но они объясняют им, что к этой игрушке нужно относиться бережно. Это не китайская игрушка, которую можно за пять минут разорвать, сломать и пойти в магазин купить новую. Есть  коллекционеры, которые следят за моим творчеством и покупают мои работы. У меня есть коллекционер в Украине. Она каждый раз покупает нового персонажа из «Детского сада» для своей коллекции.

Фото: Из личного архива/ Иван Грозный

- Расскажите какую-нибудь интересную историю, связанную с вашими работами.

- Необычная история произошла у меня со второй куклой – это был эльф-парикмахер, потом он стал домовым. Когда я участвовал с ним в выставках, очень многие хотели его купить. Люди могли уже практически доставать деньги, но вдруг, как по щелчку пальцев, они просто разворачивались и молча уходили. Я не знаю, что происходило. Я не мог понять, почему он ко мне прицепился и хотел избавиться от него. Но знакомые мастера мне сказали: «Вань, расслабься, это твоя кукла, он на тебя очень сильно похож. Пусть это будет твой талисман». На самом деле, когда мастер делает какую-то работу, он вкладывает в нее именно свои черты внешности, потому что себя мы очень часто видим в зеркало и наши черты уже в подсознании. Я стал к нему присматриваться и правда увидел сходство. Когда я это понял, кукла уехала от меня. Это очень краткий рассказ, но на самом деле все происходило очень долго, он побывал со мной не на одной выставке.