«Без любви вряд ли получится». Кинолог – о подготовке служебных собак

Наталия Юрканова / Из личного архива

Борисоглебский племенной питомник за семь лет работы вырастил более 150 щенков для подразделений ФСИН по всей России. Как из четвероногих друзей делают профессиональных сотрудников и какова их дальнейшая судьба на столь ответственной работе, рассказала начальник племенного питомника служебного собаководства ИК-9 УФСИН России по Воронежской области Наталия Юрканова.

   
   

Жёсткий отбор

Евгений Субачев, корреспондент «АиФ-Воронеж»: Работа с животными, это, как правило, особая история отношения к ним. А встречали ли вы коллег, которые испытывают страх или нелюбовь к собакам?

Наталия Юрканова: Не любить и бояться собак и быть при этом кинологом – так не выйдет. В таком случае люди очень быстро уходят из профессии, потому что тут без любви и тем более с боязнью животных вряд ли получится чему-то научить собаку, тем более развиваться в профессиональном плане самому.

Определённая доля боязни – это нормально. Я, например, не пойду к агрессивной собаке.  Хотя знаю, как с ней работать, но в пасть не полезу, не открою дверь в вольер и не пойду с ней общаться. Я буду искать иной подход.

-  Как четвероногие друзья обычно попадают к вам в питомник?

- У нас племенные собаки. Они не ходят на службу. Они для того, чтобы восполнять поголовье собак во ФСИН. На данный момент здесь шесть племенных сук и два племенных кобеля. Обычно мы закупаем собак с определёнными требованиями. У собаки обязательно должна быть родословная. Родители должны иметь результаты проверки поведения и дрессировки, снимки на дисплазию тазобедренных и локтевых суставов, обязательно наличие выставочных оценок. В общем, полное ветеринарное обследование, чтобы щенку ничего не передалось и никаких подводных камней не было.

Если нас все устраивает, то проходит согласование с Пермским институтом ФСИН России – это организация, которая курирует племенные питомники Федеральной службы исполнения наказаний, их всего 20 в России. Мы отправляем полный пакет документов и покупаем эту собаку.

   
   

Есть и другой способ. Мы можем получить щенка из другого племенного питомника. Я, как начальник питомника, подыскиваю собак с интересующими меня кровями. Всё это согласовываем с институтом ФСИН и едем  забирать щенка в четырехмесячном возрасте.

Тяжело в учении, легко в бою

- Насколько сложно обучить собаку определенным профессиональным навыкам? Могут ли быть породы собак, которые труднее обучаются, и как определить их способности к обучению?

- Сейчас мы разводим только немецкую овчарку. У нас восемь взрослых племенных собак уже со всеми допусками, с пройдёнными тестами на отсутствие дисплазии. Также есть две учебные собаки, которые сейчас готовятся к тому, чтобы сдать допуск и тоже стать племенными.

Есть определённый набор заданий, который проходим уже в двухмесячном возрасте и смотрим наличие задатков: есть собаки – лидеры, есть собаки более смелые, более активные, есть собаки, которые спокойнее, пассивнее – их тяжелее на контакт вытащить. Например, более спокойная подойдёт на минно-розыскную службу, там излишняя подвижность не нужна, а активный и подвижный щенок пойдёт в патрульно-розыскную службу.

Тест помогает сделать выводы по щенкам, когда мы приступим к воспитательной дрессировке. Можно будет корректировать занятия, подбирать своеобразный подход.

Если в четыре месяца мы делаем тесты и видим, что щенок пуглив, труслив,  у него ярко выраженная пассивно-оборонительная реакция, то понимаем уже, что вытащить из него что-то будет очень тяжело. Этот щенок списывается и к службе не допускается. Позже мы передаем его в гражданские руки.

Фото: Из личного архива/ Наталия Юрканова

- Отличаются ли принципы подготовки собак в вашем учреждении, например, от таможенной службы и других организаций?

- Не отличается ничем. От простого к сложному. Если сегодня нельзя на диван залезть, то и завтра нельзя. Вначале объясняем команду, разбиваем на этапы и учим поэтапно, потом собираем всю команду вместе.

Использование тех же самых методов, «поощрительный», например, он же метод «кнута и пряника»: выполнил - съел, не выполнил – не получил лакомство и получил механическую коррекцию (рывочек поводком, нажатие на круп собаки или приведение тела в правильное положение).

- Появились ли какие-нибудь нововведения в плане работы с собаками и вообще в вашей профессии за последние годы?

- Есть люди, которые сейчас среди кинологов работают чисто на «положительном подкреплении». То есть подлавливают правильное выполнение. Вот щеночек к вам подошёл.  Он ходит, суетится. Оп! Сел, а вы ему: «Да» и даёте кусочек. Потом через 100 этих «да и кусочек» он уже сам начинает предлагать, и вы включаете команду.

Ну, мне этот метод кажется очень долгим. Получается, как ребёнок, когда ему все можно, можно, а потом в определённый момент что-то нельзя, тяжело так.

Это то, что сейчас очень модно. Но я сторонник старой школы. Иногда и присматриваю что-то в других дрессировках, сколько занимаешься, столько и смотришь, ходишь на семинары и постоянно видишь новое.

Общий язык

- Как обычно подаются команды, это только голос, или есть ещё какие-то способы? Бывает ли такое, что кинолог сам придумывает команду, которая известна только ему и его собаке?

- Собака учится работать как с голосом, так и с жестом. А дальше уже все зависит от кинолога. То есть это может быть русский язык, может английский, немецкий, то, как он захочет.

Он скорее придумывает не команду, а буквенное словесное выражение. Может вполне и жест придумать какой-то, если ему так удобнее.

Даже в старых школах советовали кинологи-дрессировщики команду «да» или команду «фу» менять на какое-то другое слово, известное только кинологу. Чтобы, когда собаку пускаешь на рукав нарушителя, если тот крикнул «фу» у неё в голове ничего не сработало, и она автоматически не бросила этот рукав. Вполне возможно заменить эту команду на любое другое слово.

В работе со служебной собакой любые слова придумывай, главное чтобы она у тебя по этому слову села, легла, укусила, бросила, пошла по следу, и так далее. Тут фантазия безгранична.

- Вероятно, бывает такое, что собака переходит от одного хозяина к другому в процессе службы. Как это сказывается на собаке и как влияет на работу с ней в целом?

- Конечно, люди меняются: уходят на пенсию, меняют род деятельности. Может быть абсолютно разная реакция у собаки. Бывает, что и в себя уходит, но наши кинологи потихоньку пытаются вытаскивать из этого состояния.  Если это специалист, который уже служил, то, так или иначе, он с этой собакой общался. Потому что кинологи выступают дежурными по городку, кормят, поят и прочее.

Бывают ещё случаи, когда кинолог ушёл на пенсию, и на его место пришёл другой, который вообще не знает эту собаку, но пока у него процесс стажировки проходит, он находит при помощи уже опытных кинологов контакт с собакой. Они подсказывают ему с лакомством,  с игрушками, какими-то занятиями.

Фото: Из личного архива/ Наталия Юрканова

А что после?

- Куда обычно ваш  племенной питомник передаёт готовых к службе собак?

- В прошлом году поступила заявка на семь щенков в ДНР и три в Херсонскую область. В мае состоялась передача. Приехали представители регионов протестировали щенков на наличие поисковой реакции, посмотрели, как проходят полосу препятствий, проверили документы и уехали с малышней. А так на сегодняшний день мы передали более 140 щенков в Астраханскую, Курскую, Тамбовскую, Орловскую, Свердловскую область, в республику Крым, Калмыкию, Кабардино-Балкарию.

- Как долго может прослужить собака?

- Если говорить о наших племенных собаках, то предельный возраст у суки – восемь лет, у кобеля - от девяти до десяти, в зависимости от того, как он вяжется, если от него щенки и нет ли проблем со здоровьем.

Есть собаки, которые изо дня в день ходят на службу и используются как патрульно-розыскные, как специальные собаки, которые работают со взрывчатыми веществами и занимаются поиском наркотических средств. У них предельный возраст – восемь лет. В случае хорошего выполнения собакой поставленных задач каждые полгода этот срок может продляться.

Каждые полгода проводятся контрольно-проверочные занятия, составляется акт, и если всех устраивает, как собака работает, она служит дальше.

- Что происходит с собакой после истечения срока службы?

Если кинолог хочет забрать её себе, то он пишет рапорт на начальника и забирает её. Такое бывает. Никаких препятствий чиниться к этому не будет.

Есть возможность и передачи собаки близким родственникам кинолога, этим часто пользуются и тоже никаких препятствий. Если желающих забрать эту собаку не нашлось, то в интернете размещается объявление, что отдаётся бывшая служебная собака. Мы сидим, ждём звонков.

Но просто, не глядя, мы собаку не отдадим. Какое-то время будем ещё ненавязчиво отслеживать условия у нового хозяина. Например, смотрим наличие вольера. Однозначно не отдадим собаку на привязь. Собаки возрастные уже, так или иначе, заслужили свой отдых. Они верой и правдой работали по своему назначению.

Бывают собаки и достаточно агрессивные по своему характеру. В таком случае человек может приезжать, постепенно знакомиться. Мы будем смотреть на поведение и в дальнейшем можем передать собаку в другие руки.

Есть ещё вариант, если никто никуда её не забирает, то мы можем оставить эту собаку на дожитие за счёт колонии, но этот вопрос решается с руководством.