845 - пропустим опять? Почему Воронеж стесняется своей истории

Алена Повалюхина / АиФ

Далеко не все воронежцы знают, что в 2022 году у города юбилей – 845 лет назад он впервые был упомянут в летописи. Для многих региональных столиц это был бы отличный повод продлить свою историю, провести громкую информационную кампанию и обратиться к федеральному центру за помощью на празднование круглой даты – уж если не 845, то 850 лет точно. Но наши власти – впрочем, как и общественность – хранят молчание. Пойдёт ли такая «скромность» на благо области  – разбирался «АиФ-Воронеж». 

   
   

Двойные дни рождения

С официальным 436-летием всё более-менее понятно: в 1585 году царь Фёдор Иоаннович подписал указ об основании крепости на реке Воронеж, и стараниями воеводы Семёна Сабурова, а также казачьих голов Василия Биркина и Ивана Судакова-Мясного, сооружение было построено уже весной следующего года.

Вместе с тем историки много раз указывали, что в письменных источниках Воронеж упоминается гораздо раньше. И первым считается рассказ о междоусобице 1177 года: тогда на реке Колокша владимирцы разгромили рязанцев. Лаврентьевская летопись сообщает, что один из предводителей разбитого войска – князь Ярополк Ростиславич – спасся бегством и «ехавще в Вороножь».

После монголо-татарского нашествия упоминания о Воронеже исчезают из русских письменных источников, и только в конце XVI века появляется нынешний город с тем же названием.

Удивляться этому не стоит – так же сложилась судьба и других древних русских городов. Некогда основанные, они были разорены и пришли в упадок, а после возродились. Например, основание Курска относят и к 1032, и к 1596 годам, Ельца – и к 1146, и 1591, Ливен – и к 1177, и 1586 годам.

Разумеется, это не совпадение: используя для новых крепостей старые названия, Московское государство доказывало своё право владеть Черноземьем и преемственность от Древней Руси. Иногда менялось даже географическое расположение, но местная власть и общественность, как правило, не стесняется отсчитывать юбилеи от первой даты упоминания. Стоит ли сомневаться, что та же логика верна и для Воронежа?

   
   

Чужие праздники

Но сомнения остаются. В более поздней Никоновской летописи говорится, что «отбежа бо князь Ярополк Ростиславич в Воронож, и тамо прехожаше от града во град». Отсюда и Владимир Загоровский в своей классической книге «О древнем Воронеже и слове «Воронеж», и многие сегодняшние историки заключают, что речь могла идти не о городе, а о реке или целой области.

Но ведь города в наших местах, действительно, были. В XII–XIII веках на территории современных Семилук располагалось так называемое Семилукское городище. Обширные огороженные поселения славян VIII–XI веков найдены в самом Воронеже: на территории санатория им. Горького, в Чижовке и других местах. Правда, историки предпочитают именовать их Вантитом – такое название упоминается в арабских источниках.

И здесь вполне уместно вспомнить про Казань. Город был основан в XIV веке, но местные историки и политики продлили его прошлое аж до 1005 года на основании найденной чешской монеты X века, что позволило пышно отметить тысячелетие. На празднование тогда выделили более 80 млрд рублей...

Использовать историю на благо земляков собирается и соседний Курск. Указ о праздновании в 2032 году на федеральном уровне его тысячелетнего юбилея подписал президент Владимир Путин. Уже запланированы реновация исторической части города, реконструкция зданий краеведческого музея и картинной галереи, благоустройство набережной реки Тускарь.

Общее дело

Тем временем Воронеж с его богатой и отнюдь не придуманной историей остаётся чужим на этом празднике жизни. Инициативу не проявляют ни профессиональные историки, ни общественность, ни власть.

«Воронеж оказался городом с усечённой историей, сумевшим отстоять только 400 лет из своего прошлого, – сетует историк Николай Сапелкин. – А ведь у него больше прав вести её с более древнего периода. Эта местность принадлежала рязанским князьям, была освоена, здесь было большое население, что подтверждается археологическими данными. К сожалению, мы не отмечаем юбилеи первого упоминания, хотя наши соседи поступают иначе. А ведь многие города в Диком поле вообще были вновь основаны в другом месте: например, Данков ушёл с правого берега Дона на левый, на 30 км от прежнего городища. Изменил расположение и Курск».

Между тем стоит вспомнить, что в 80-е годы именно к 400-летнему юбилею в Воронеже появились двухэтажный Северный мост и первая развязка, кукольный театр. Новая круглая дата тоже могла бы задать импульс развитию.

«Сейчас есть хорошие условия для того, чтобы восстановить более древнюю историю, – считает Николай Сапелкин. – К сожалению, историки не располагают достаточным ресурсом для исследований. Специальная областная программа по уточнению даты основания была бы очень кстати. Можно было бы изучить архивы Крымского ханства в Стамбуле и документы Великого княжества Литовского, Ливонского и Тевтонского орденов. Например, исследуя тевтонские источники, историк Сергей Полехов пришёл к выводу, что упоминаемый в «Списке городов Свидригайла» под 1432 годом город Вронаж идентичен Воронежу. Мне представляется, что руководитель региона, при котором будет уточнена дата основания города, тоже войдёт в историю. В 2027 году мы могли бы отпраздновать 850-летний юбилей. А следующим шагом можно было бы прибавить ещё 400 лет: вся территория от Старого белогорского до Шиловского городища – от аэропорта до Шилова – должна быть дополнительно изучена с использованием современных методов».

По мнению историка, новые исследования и их популяризация могли бы помочь в конкуренции с другими региональными центрами, мобилизовать горожан и объединить их вокруг большого дела.

Материально не помогут

Политолог Владимир Киреев:

«Громкие юбилеи городов – это во многом «мыльный пузырь». Я вполне поддерживаю научные изыскания, которые могут установить более раннюю дату основания Воронежа. На мой взгляд, он заслуживает этого гораздо больше, чем многие другие региональные центры. У нас, действительно, очень интересная и древняя история.

Но, к сожалению, не стоит рассчитывать, что это принесёт дополнительные преференции. Их дают тем, у кого есть влияние, а не только богатое прошлое. Казань отпраздновала тысячелетие, потому что Татарстан обладает особым статусом, и татары очень широко представлены в федеральных органах власти. Потому и Универсиаду провели в Казани, хотя, скажем, Нижний Новгород подходил для этого лучше. Если захотят, Казани и две тысячи лет нарисуют.

Воронеж и без 850-летнего юбилея нормально развивается. А Курску или Ельцу круглые даты вряд ли помогут повысить свой статус и серьёзно улучшить жизнь горожан».

Нужно праздновать две даты

Общественный деятель Константин Квасов:

«Понятно, что мы отмечаем 436 лет непрерывного развития города, нет смысла это оспаривать. Но почему же не отдать должное и дате первого упоминания? Крепость была основана на берегу реки Воронеж в местах ранее упоминавшегося города.

Конечно, историки спорят, но факт, что в границах современного Воронежа огромное количество славянских поселений. Почему мы не учитываем это? Да, может быть, город разрушался и переставал существовать. Но популяризировать свою историю нужно. Мы можем отмечать сразу две даты. Почему нет? Не нужно их противопоставлять. Ведь монголо-татарское нашествие и в целом прервало историю русского государства, которое было разрушено и возникло вновь. И с Воронежем то же самое».

Ни следов, ни документов

Кандидат исторических наук Александр Акиньшин:

«Перспектив удлинения истории города нет, пока не будет доказано, что летописный и современный Воронеж совпадают по территории. Что бы ни говорили о Ельце, он местоположение не менял. Где находился летописный Воронеж, мы не знаем. А раз так, значит, живём в городе, который основан зимой 1585–1586 годов. В летописи – всего лишь топоним. Мало ли какое совпадение может быть? Есть посёлок Воронеж в Хабаровском крае. Может, ему тоже отмечать основание в 1177 году?

Археология должна доказать существование древнего поселения на территории современного города, а пока никаких следов этого нет. Как нет и документов о XII веке, кроме составленных позднее летописей. А с середины XIII века летописного Воронежа уже не существовало – он был уничтожен монголо-татарами».

Фото: АиФ