Во Всемирный день экскурсовода, который отмечался 21 февраля, главный специалист государственной инспекции историко-культурного наследия Виктория Вырыпаева рассказала «АиФ-Воронеж», почему три года назад она решила проводить городские экскурсии и чем ей удаётся удивлять гостей.
Немецкий госпиталь и кухня
Анастасия Ходыкина, «АиФ-Воронеж»: Виктория Викторовна, в последнее время в Воронеже появилось немало желающих водить экскурсии по городу. Получается, что город – кладезь для экскурсоводов?
Виктория Вырыпаева: Действительно, в Воронеже много интересных улиц и зданий. При желании в любой части города можно найти свою изюминку. Однажды я проводила экскурсию улицам проспект Труда и Варейкиса, которые располагаются в промышленном районе, сформированном в первые годы советской власти. Некоторые подумают: «Надо идти по старинным улицам, а что мы найдём здесь?» Но мы-то нашли! Побывали, например, в доме 1930-х годов, где сохранились лестницы с интересным ограждением, с такими заклепками и перилами, которые сейчас практически и не встретишь. Разглядывали их с большим эстетическим удовольствием. Для краеведа, изучающего историю своего города, такие маленькие открытия – большой праздник.
На соседней улице Урицкого обнаружили очень хорошо сохранившийся деревянный дом с интересной архитектурой. Когда экскурсанты рассматривали и фотографировали его, к нам вышла хозяйка и рассказала, что дом строил её дедушка. У нее спросили, как же он уцелел в годы войны. И она спокойно так ответила: «Да здесь была немецкая кухня». «А правда, что в переулке Исполкомовском был немецкий госпиталь?» - спросили мы, ведь документально этот факт нигде не подтверждён, но о нём рассказывали жители. И наша новая знакомая подтвердила существование в том доме немецкого госпиталя. После войны семья вышедшей к нам женщины вернулась в свой уцелевший дом и прожила в нём всю жизнь. Муж хозяйки дома уже умер, и поддерживать здание в хорошем состоянии ей становится всё сложнее.
- Наверное, у вас есть любимые места?
- Да, это улицы Карла Маркса, Дзержинского и Комиссаржевской, а также 25 Октября и Мира. Кстати, вы знаете, что до Великой Отечественной войны улицы Мира не было? Её проложили после, эта улица стала своеобразными воротами в город. Здесь дома построены в стиле так называемого сталинского классицизма, который я очень люблю. Смотрю на сталинскую постройку и думаю: страна пережила большую войну, погибло много людей, но, строя дома в таком жизнеутверждающем стиле, все верили, что всё самое страшное уже позади. Ведь с такой любовью делали эту лепнину! Очень нравится здание ЮВЖД – оно ранее часто было запечатлено на марках и на значках как символ Воронежа. В архиве области удалось узнать подробности его создания: первоначально здание было построено в стиле конструктивизма молодым тогда архитектором Троицким в 1932-м, а не в 1937 году, как указано на мемориальной табличке, а после войны этим же архитектором было восстановлено в стиле классицизма.
Большая редкость
- Сохранились ли где-нибудь чугунные лестницы?
- В здании гарнизонной поликлиники по ул. Комиссаржевской, где когда-то находилась гимназия Степанцовой, сохранилась чугунная лестница. А на ней мне удалось разглядеть клеймо Гаусмана и Бухонова. Это была находка – и лестница, и клеймо очень хорошо сохранились. Завхоз поликлиники долго не мог понять, чему же это я так восторгаюсь, но ведь это клеймо и эта лестница - настоящее произведение искусства и большая редкость! Хорошо сохранившееся заводское клеймо «Гаусманъ» я также обнаружила в главном корпусе бывшего ликероводочного завода, который в начале прошлого века именовался Казённым винным складом.
Один из корпусов чугунолитейного и механического завода Гаусмана и Бухонова находился в Троицкой слободе, на современной улице Ленина, и в начале ХХ века, кроме чугунных лестниц, выпускало литые части для конных молотилок, мельничных поставов, отопительные батареи. На заводе работали мастер с подмастерьем и 11 учеников. Чугунным литьём в губернии тогда также занимались завод Константина Веретенникова и Иванова (позже – в советское время - завод им. Калинина на нынешней ул. Свободы – Ред.) и «Товарищество механического завода В. Г. Столль и Ко», которое находилось на нынешней улице Карла Маркса.
- Вы – коренной житель Воронежа. Каким город был раньше, и, как вы считаете, становится ли он лучше?
- Стал ли город лучше? Я воздержусь от этого ответа. Тем не менее, Воронеж я очень люблю. Из моих детских воспоминаний: в нём много зелени и немного машин и очень дружелюбные жители. Мы жили в Коминтерновском районе, и мы подолгу гуляли с папой: через железнодорожный мост приходили в парк «Орлёнок», где был красивый фонтан и железная дорога. Шли мимо Дома офицеров, где обычно сидел старенький дедушка и взвешивал всех желающих на весах – таких, как в медицинских учреждениях. Мне, ребёнком, было интересно наблюдать за всем этим.
Мне повезло, что мой отец – старожил Воронежа – много рассказывал об интересных местах города. Например, в здании на улице Варейкиса, где сейчас расположена налоговая инспекция Коминтерновского района, после Великой Отечественной войны располагался райком ВЛКСМ. А в школе № 8 по Московскому проспекту были отдельные входы для мальчиков и девочек. Только с 1954 года было введено совместное обучение мальчиков и девочек. Разве это не интересно? К тому же я историк и по своей профессиональной деятельности много работаю в ГАВО и архивах других городов, в библиотеках нашего города. Поэтому, наверное, у меня и возникло желание поделиться любопытными фактами с воронежцами. Три года назад я решила, что хотя бы раз в месяц я буду проводить познавательные экскурсии, чтобы люди могли лучше узнать историю своего города. Тем более сейчас в Воронеж переехало много людей из других мест, и для них это тоже будет интересно.
Что западает в душу
- Чем же удаётся удивить горожан и гостей города?
- Людям очень нравится, когда показываю архивные материалы, например, подписи архитекторов ХIХ века, архивные фотографии зданий конца ХIХ – начала ХХ века. В архивных номерах газеты «Коммуна» я нашла сведения, о том, как была открыта школа на улице Володарского (на этом месте ранее находилось женское епархиальное училище). На экскурсии у меня интересовались: «Этому зданию, наверное, лет 100?» А здание школы на самом деле ведь 1957-го года постройки! Когда говорю, что же именно было на месте школы, люди очень удивляются. Запоминаются также тёплые моменты жизни известных воронежцев. Например, известный советский политик Виталий Воротников, бюст которого установлен в сквере обладминистрации, начинал работу на заводе им. Дзержинского, где трудились в том числе и мои родители. Интересно отметить и тот факт, что он прожил он с супругой почти 60 лет. Такие человеческие детали западают в душу.
Смотрите также:
- Построил водопровод, открыл детский санаторий. Как меценаты меняли Воронеж →
- «Меня толкали в огонь». Спасатели - о страшном и смешном в своей работе →
- В Воронеже назвали лучших «двигателей прогресса» →