Рекламный терроризм. Как объявления на улицах уродуют Воронеж

Алёна Повалюхина / АиФ

За последние годы Воронеж преобразился, но городские улицы по-прежнему изуродованы бесчисленными рекламными объявлениями. Листовки расклеены на стенах домов, остановках, в подъездах. Почему в эпоху интернета люди не могут отказаться от рекламы на столбах, как обстоит ситуация с объявлениями за рубежом и что нужно сделать, чтобы листовки навсегда исчезли с улиц, разбирался vrn.aif.ru.  

   
   

Распечатал, наклеил — в тюрьму

«Когда я приехал в Америку, меня шокировало, что в больших городах – Чикаго и Вашингтоне – практически нет визуальной рекламы. Я шел по улицам и понимал, что чего-то не хватает. Там очень мало билбордов и всего подобного – того, что мы привыкли видеть в Воронеже или даже в Москве», - рассказывает vrn.aif.ru урбанист Илья Бейлин.

Действительно, за рубежом с визуальным мусором на улицах ведут активную борьбу. Согласно данным из открытых источников, в Великобритании, например, столбы покрывают специальным защитным прорезиненным покрытием, на которое просто невозможно что-либо наклеить. В Израиле и Южной Корее используют краску, которая позволяет с легкостью удалять листовки. В Китае к проблеме подходят радикально – если попался на расклейке объявлений, тебя ждет три года тюрьмы.

Различные «антивандальные» покрытия используют и в крупных российских городах. В частности, в Москве применяют специальный химический состав, который образует на поверхности тонкую пленку, снижающую адгезию.

В Воронеже с объявлениями воюют при помощи ручной очистки и автодозвона.

Фото: АиФ/ Алёна Повалюхина

«Районные управы совместно с городским управлением административно-технического контроля регулярно проводят мониторинг на предмет выявления заклеенных поверхностей информацией рекламного характера. Ежедневно производится их очистка. В качестве меры борьбы (помимо очистки) используется, например, система автодозвона на указанные номера, что значительно снижает эффективность входящих звонков, указанных в объявлениях. В настоящее время прорабатывается механизм системного решения данной проблемы. Что касается многоквартирных домов и элементов общедомового имущества, то очистка рекламы с них – обязанность обслуживающей жилье организации (УК, ТСЖ). На ненадлежащую работу обслуживающей организации можно пожаловаться в надзорный орган – государственную жилищную инспекцию Воронежской области через систему ГИС ЖКХ», – рассказали в пресс-службе мэрии.

«Дёшево и сердито»

Илья Бейлин отмечает, что расклейка рекламы говорит в первую очередь об определенных потребностях города:

   
   

«Какие объявления можно встретить на наших улицах? Это реклама услуг и товаров представителей малого бизнеса. Это те люди, которых попытались вывести из тени, чтобы они, условно, платили рубль в год и их учитывали как активную деятельную часть общества. Вот это говорит о том, что у нас просто есть потребность в выходе на рынок занятых групп населения и малого бизнеса, у которых нет денежных средств, чтобы размещать объявления в приличных средствах массовой коммуникации. Поэтому есть вариант «дёшево и сердито» – расклейка листочков. Это первый аспект. Второй момент: у нас все общественные поверхности – столбы, остановки, подъезды – слабо контролируются. Правила поведения расклейщиков совершенно не регламентируются. Получается, мы можем лепить объявления где угодно, совершенно не думая о внешнем виде города. При этом в конечном итоге мы же сами оплачиваем уборку мусора. Я, как бывший рекламист, который пользовался расклейкой объявлений, могу сказать, что иногда рекламные агентства и заказчики просто считают такие поверхности своим легитимным пространством».
Фото: АиФ/ Алёна Повалюхина

Подработка в качестве расклейщика объявлений пользуется популярность среди школьников и студентов. В Воронеже работодатели предлагают два-три рубля за одну листовку, при этом в день необходимо распространить 250-350 объявлений.

Ситуация улучшилась?

Общественник Виталий Иванищев уверен, что, несмотря на большое количество визуального мусора, его общее количество в Воронеже продолжает год за годом снижаться.

«Сегодня мы смотрим на фотографии 15-летней давности и не верим своим глазам. Проспект Революции, Плехановская, Кольцовская – все были в рекламных растяжках. Рекламные вывески и названия магазинов – одно ярче другого. Даже на панорамах 2010 года Воронеж выглядит совсем иначе. Сегодня проблемы ещё есть, но они уже не такие как раньше.

Что же изменилось? Во-первых, запретили рекламные растяжки. Во-вторых, на центральных улицах ввели дизайн-код. И пусть не везде он исполняется, а в связи с новой экономической ситуацией надзорные органы спрашивают с предпринимателей не так жестко, но все же, с появлением дизайн-кода и корпоративные стандарты у сетей стали сдержаннее, появилась некая самоцензура. В третьих, объявления по большей части ушли  в интернет. Уличные объявления работают и сегодня, но намного дешевле и часто эффективнее разместить объявление в сети. В-четвертых, изменилось отношения к уличной рекламе. В начале нулевых каждая предвыборная кампания означала огромное количество рекламного мусора. Листовки клеили сразу по несколько штук и везде – на дверях, столбах, углах и стенах домов, гаражах. Везде, где есть хоть какая-то поверхность. В 2015 году на местных выборах количество подобной рекламы существенно снизилось, а в 2020 вообще практически сошло на нет.

Два года назад одна кандидатка позволила себе расклеить объявления в центре на столбах и фасадах, так на неё обрушился буквально вал критики. В качестве оправдания она говорила, что её подставили, и что это копия её листовок, и что расклейщики уже уволены, и так далее и тому подобное. Как выяснилось, победить такую расклейку можно всего лишь негативным общественным восприятием».

Но всё же объявления по-прежнему остаются на воронежских улицах. Как считает Виталий Иванищев, особой популярностью такая реклама пользуется у разного рода «мутных» организаций «типа грузчиков и электриков, выставляющих по факту неадекватные счета». Для того чтобы очистить город от нескончаемого количества листовок, общественник предлагает несколько способов:

«Достаточно сильна теория «разбитых окон». Если у вас грязная дверь подъезда, покосившийся столб и облезлый фасад, то шансов получить оклейку в разы выше. Поможет также создание специальных мест для объявлений. Раз есть спрос – то будет и предложение. Но если у вас возле подъезда будет специальная доска, то расклейщики воспользуются ей, так как поймут, что там объявление проживет дольше. Остановить расклейщиков может создание некомфортной для них инфраструктуры. Для этого иногда используют сетку «рабица», но намного эстетичнее использовать фактурную краску. Дешёвый конторский клей на ней не держится, жидкие гвозди использовать дорого, а скотч тоже будет стоить дорого, к тому же он отлично снимается».

Но самое главное, как отмечает Виталий Иванищев, можем сделать мы. Если воронежцы полностью откажутся от пользования услугами по таким объявлениям, то листовки со словами: «Звоните по телефону…» уйдут в прошлое.