Навыки тамады и актера. Экскурсовод – о воронежском туризме

Игорь Маркин работает профессиональным экскурсоводом уже четверть века. © / Кирилл Нестеров / АиФ

21 февраля весь мир отмечает День экскурсовода. Профессиональный праздник историков, краеведов  и музейных сотрудников появился в календаре в 1990 году по инициативе Всемирной федерации ассоциаций экскурсоводов. О работе воронежских экскурсоводов и туристической сферы региона «АиФ-Воронеж» побеседовал с местным историком Игорем Маркиным.

   
   

Экскурсоводы, краеведы, историки

Кирилл Нестеров, корреспондент «АиФ-Воронеж»:  Игорь, при слове  экскурсовод в голове возникает образ человека, который водит людей по улицам и рассказывает о каждом доме. Расскажите, чем же на самом деле занимаются люди этой профессии?

Игорь Маркин: Экскурсовод – это компетентный в истории человек, который в увлекательной форме знакомит туристов с любыми достопримечательностями края. Он на местности рассказывает о прошлом, настоящем и ожидаемом будущем местности или конкретного объекта. Есть экскурсоводы узкой направленности, которые работают только по определённым темам, например, исключительно по ВОВ, есть те, кто специализируется по конкретной аудитории, например, дети или только москвичи, а есть и всеядные, которые берутся за всё и водят всех.

– Есть несколько градаций: экскурсоводы, краеведы, историки. В чём их разница?

– Экскурсоводы – это «полевики», которые водят туристов по различным локациям. Любой экскурсовод – краевед, но не каждый краевед умеет водить экскурсии. Краеведом может быть любой человек, который интересуется историей и жизнью родной местности: таксист, домохозяйка, школьный учитель, дворник, экономист, да ещё много кто. Такие люди изучают информацию, могут участвовать в конференциях, писать книги, но они не обязательно будут водить экскурсии. А историк – это человек с историческим образованием, который после вуза может заниматься историей, а может и не заниматься. Экскурсовод – это работа с людьми, которая требует определенных знаний, подготовки, внимания и навыков работы психолога, тамады и, как ни странно, актёра.

Многоплановость профессии

– Почему некоторые экскурсии интересны, а другие скучны?

– Любую экскурсию можно сделать увлекательной. Сопровождая группу, экскурсовод постоянно находится в работе, чтобы люди получили интересную информацию и положительные эмоции. Экскурсовод не должен заниматься самолюбованием, как Басков или Киркоров: смотрите, какой я заслуженный и красивый! Люди приходят за другим.

   
   

Чтобы бубнить хронику о домах, особого ума не надо. Даже когда едешь с группой в автобусе, необходимо держать внимание аудитории, при этом не перегружая ее. Нужно чувствовать и понимать группу, давать ей паузы на восприятие, оценку и осмысливание. Информацию важно подавать через эмоции в некоторой игровой интерактивной форме. В этом залог внимания и запоминания. Публику нужно чувствовать, но никогда не следует идти на её поводу. Важно всё время держать грань и быть среди людей, но не растворяться в толпе. Но и, как бык, не гнуть свою линию.

Зачем нужна лицензия

Примерно год назад воронежские экскурсоводы проходили лицензирование. Для чего оно было нужно?

– В какой-то момент в Воронеже появилось слишком много некомпетентных и неквалифицированных в исторических и краеведческих вопросах людей. Они назвали себя экскурсоводами. Среди них стали появляться откровенные профаны, которые зазывали людей и водили их по Воронежу с рассказами о небылицах, приближенных к реальности. Особенно их количество выросло во время пандемии. Их мотивом было «мне это интересно». На фундаменте личного интереса, под дрожжами тщеславия и алчности такие люди давали объявления и рубили «капусту» (деньги - прим. ред.). Они, как правило, читали что-то по верхам и вели людей по улице со словами: «в таком году здесь было то», «а сейчас тут вот», а после: «где мои деньги?»

Первыми о необходимости лицензирования для отсеивания некомпетентных много лет назад, как ни странно, заговорили владельцы турфирм. Они дорожат репутацией своих организаций и профессии в целом. Экскурсантам важно, чтобы они получали достоверную информацию – знания, позитивное настроение и положительное впечатление.

Наличие лицензии даёт экскурсоводу право на официальное проведение экскурсий. Чтобы получить профессиональную лицензию необходимо сдать экзамены, пройти собеседование и тесты. В них вопросы на знания не только истории, но и этики. Например, этично ли человеку с плохим зрением объяснять, какого цвета здание и какая у него конфигурация. Да, это этично и объяснять надо. 

– То есть современные экскурсоводы «измельчали»?

– Отчасти, да. Сейчас в Воронеже, да и по стране в целом, много турагентств, от которых экскурсии водят девочки с нарисованными лицами и пустыми глазами. Исторический материал они знают поверхностно, за настроением группы не смотрят, в общем работают без огонька и энтузиазма. На таких экскурсиях люди зевают и мало что запоминают.

Экскурсовод, я считаю, обязан не только с интересной подачей транслировать историческую фактуру, но и выводить мораль о хорошем и плохом.

Воронежский туризм – проблемы и достижения

Что изменилось за 25 лет твоей работы экскурсоводом?

– Воронежская область взяла курс на развитие туристического направления. И это правильно – у нас есть, что показать. Положительный сдвиг есть – большой поток москвичей. Цель взята верно, но как мы к нему идём и к чему мы приходим?

– В чём видишь проблему туристической сферы Воронежа?

– В туристической сфере, как и во многих других, не хватает права на инициативу и эксперимент. Одна из проблем – отсутствие обновлений туристических программ. В музее Дивногорье, к примеру, программа постоянно обновляется, там регулярно придумывают что-то новое: велопрогулки, Ночь Ивана Купала, фестивали. Большинство москвичей, с кем приходится пересекаться по работе, говорят, что едут в многодневные экскурсии по Воронежской области, чтобы посмотреть Дивногорье. Но там ничего физически нового не вырастает – местные экскурсоводы не боятся проявлять фантазию и подают фактуру с разных творческих углов. В этой смелости их успех.

Приведу противоположный пример: в одном райцентре как-то запустили интересный проект для туристов. Владелец, не в обиду ему будет сказано, начал очень хорошо и народ поехал валом. Он решил, что "машинка" завертелась и перестал развиваться. Теперь туристы к нему практически не ездят.

В эпоху «Серебряного века» поэзии у нас можно было экспериментировать, выводить новые жанры и задавать моду. А сейчас в угоду маркетингу и коммерции компании экспериментировать боятся и даже запрещают – «делай, как у тех, кто уже чего-то добился». Запрет экспериментов – толстая палка в колесе развития.

Бренд региона должен появиться сам

– У нас уже не первый год ищут и культивируют региональный бренд. Кто или что может на это претендовать?

– Поиск бренда... Как можно найти или придумать бренд региона? Он должен появиться сам, сформировавшись на протяжении десятилетий, если не столетий. Не надо говорить, что у нас появился свой «Арбат» – Арбат в Москве. Опыт – это хорошо, а вот обезьянничать не надо. Нужно развивать то, чем мы богаты. На мой взгляд, на народный бренд сейчас претендуют песни группы «Сектор Газа», которые наши футбольные и хоккейные фанаты поют на всех матчах «Факела» и «Бурана».

– Какой туризм в Воронежской области наиболее привлекателен для гостей?

– Думаю, это промышленный туризм. Эта сфера находится в более выгодном положении, чем другие направления. Промышленный туризм даёт возможность не только послушать и посмотреть, но и пощупать, и самим что-то сделать. На имидж региона он работает только в плюс. Развивается интенсивнее и вызывает настоящий интерес. Это контактное знакомство и участие в производстве. Он необходим – на него идёт большой спрос!