Черные квадратики вместо глаз. О третьей волне дистанта в Воронеже

С 12 октября школьников Воронежской области перевели на удаленное обучение в связи с ростом заболеваемости ковид. Затем – по домам отпустили студентов. Всё бы ничего, но в эффективности дистанционного образования сомневаются и родители, и дети. К тому же онлайн-сервисы, на которых проходят занятия, работают из рук вон плохо.
 
Этот уже третья волна перевода на дистант в регионе, но набрались ли мы за это время опыта – разбирался «АиФ-Воронеж».
 

Неоднозначная позиция

Ровно год назад во вторую волну ковида школьников и студентов тоже отправили на удаленку. Сейчас ситуация повторилась, но опыта мы как будто не набрались, вероятно надеясь, что пандемия пойдет на спад. Родители жалуются на недостаточность знаний и плохую работу онлайн-сервисов. Ну а школьники и студенты, в свою очередь, рады освободившемуся времени и тому, что теперь можно откровенно филонить.
 
Пока дети ликуют, взрослые бьют тревогу. В городе образовалась инициативная группа родителей и неравнодушных школьников, которые выступают против удаленки. Вместе с волонтёрами они собирают подписи за отмену дистанционного образования. Одна из мам, Татьяна Швецова, выступила с видео-обращением.
 
«Мы намерены подать четыре письма в различные инстанции, и выразить свое нежелание учиться дистанционно», – объяснила женщина.
 
Департамент образования, науки и молодежной политики региона называет отношение родителей к дистанционному обучению неоднозначным.
 
«Существует малая часть родителей, опасающихся полного перевода на такую форму обучения и отмены очной формы обучения в принципе. Департамент многократно подчеркивал, что такие опасения безосновательны, поскольку очная форма обучения в образовательных организациях всегда будет основной», – объяснили в пресс-службе ведомства.
 
 

Студенты только рады

В воронежских вузах свои проблемы – всю первую неделю дистанционки образовательный портал ВГУ «Электронный университет» работал с перебоями, а потом и вовсе рухнул. Из-за этого преподаватели вынуждены пользоваться другими платформами.
 
«Мы работаем над устранением ошибок. Новизна этой ситуации в том, что практически все студенты сейчас на портале, в отличие от онлайн-обучения в предыдущие волны пандемии. Мы прикладываем все усилия, чтобы устранить эту проблему», – подчеркнул ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий.
 
Студенты удаленке все-таки рады - у них появилась масса свободного времени, ведь сдавать сессию в онлайн-формате легче – многие даже выбились в отличники.
 
Правда, эффективность такого образования спорна. Во многом, из-за отсутствия прямой коммуникации студента с преподавателем и элементарной мотивации. Сказывается и домашняя атмосфера: онлайн-лекции некоторые студенты посещают на половину – то есть, подключаются к трансляции, выкручивают динамик на минимум и отправляются по своим делам. Испытывают трудности возрастные преподаватели, которые до сих пор не разобрались в новых технологиях, и высылают для изучения ворох печатных конспектов и заданий вместо того, чтобы проводить онлайн-лекции. Однако много и тех, кто способен в таких непростых условиях вовлечь в образовательный процесс.
 
«Порой студентов удаётся даже чем-то удивить. Например, уже привычная для меня работа в сессионных залах на семинарских занятиях вызывает неподдельный восторг. Ребята не могут понять, как в считанные секунды они оказываются в отдельных группах и могут продолжать работать, не мешая друг другу, а потом вновь сходятся в общем зале. Надеюсь, что удивлять таким образом студентов придётся всё-таки не долго, – рассказала преподаватель факультета журналистики ВГУ Юлия Мажарина. – Прямой межличностный контакт в университетской аудитории – важная часть учебного процесса, которая делает его успешным. В дистанционном формате же вместо глаз студентов приходится порой весь день смотреть лишь на черные квадратики на экране ноутбука. И я, как преподаватель, не могу потребовать их включить камеры, так как понимаю, что у кого-то этой камеры вообще нет, а кто-то, может быть, стесняется показывать свою домашнюю обстановку одногруппникам. Вот и приходится общаться, словно со стеной крематория, уж простите мне такое сравнение».
 
«Могу, как преподаватель, отметить, что качество предоставляемых материалов от педагогов растёт. Многие переходят от текстов к красочным презентациям, нередко используют видео. Система адаптируется, студенты дисциплинируются, преподаватели всё больше проникаются особенностями дистанционного обучения», – подчеркнул преподаватель физического факультета, начальник управления инноваций, науки и информационной политики ВГУ Дмитрий Жукалин.
 
Несмотря на неоспоримые плюсы дистанционного обучения – развитие у детей самостоятельности и рост среднего балла по ЕГЭ по сравнению с прошлым годом, федеральные эксперты отмечают, что дистанционное образование 2020-2021 годов в ближайшей перспективе может привести к снижению уровня подготовки кадров. А в более длительной перспективе – через 20-30 лет – сделать менее качественным российский рынок труда.
 
 

Точка зрения

Кандидат филологических наук Роман Жолудь:
 
«Вузы имеют уже год опыта такой работы, но какие выводы мы сделали? Техническое оснащение по-прежнему подводит. Преподаватели работают в основном из дома на своих компьютерах, интернете и электричестве без компенсаций. Большинство вузов не имеет столько камер и микрофонов, чтобы обеспечить всех рабочими местами в университете.
 

Образовательные платформы по-прежнему не выдерживают нагрузок от онлайн-лекций, виснут и тормозят. Мы вынуждены переходить на сервисы вроде Zoom, хотя это не приветствуется. Но надо же как-то проводить занятия.

   
   

Сами преподаватели, кажется, стали более свободно использовать онлайновые сервисы, их освоило и старшее поколение. Но тут вопрос в честности самого педагога: можно проводить в онлайне лекции и семинары, а можно просто сбросить на студентов десяток письменных работ. Но лучше всех адаптировались к дистанционке сами студенты. Им удобно и легко так учиться и сдавать экзамены. А качество - кого оно волнует? По большому счету, проблема - не в форме обучения, а в мотивации. Да, можно сказать, дистанционное образование расслабляет наших студентов. Но я вижу, что ко мне на онлайн-лекции ходят те же студенты, что приходили в аудиторию. А пропускают их те, кто и в офлайне занятия не посещал».