Анонимно и индивидуально. Как на базе ВГУ оказывают психологическую помощь

jannoon028 / ru.freepik.com

В этом году Министерство науки и высшего образования РФ наградило  коллектив Воронежского государственного университета за профессионализм при реализации горячей линии по оказанию психологической помощи студентам и сотрудникам вуза, в том числе иностранцам. Корреспондент vrn.aif.ru поговорил с руководителем и психологами служба о том, какие проблемы волнуют студентов, и как ребятам помогают с ними справляться.

   
   

Спектр проблем неизменен 

Психолого-социологическая служба (ПСС) появилась в ВГУ год назад – в сентябре 2021 года. Как рассказал педагог-психолог и руководитель службы Артем Емельянов, десять лет назад такие подразделения были ликвидированы во многих вузах, в том числе и в Воронежском государственном университете. 

А в последнее время чиновники снова озаботились проблемой их формирования. Ведь психологических проблем не стало меньше, а, возможно, и прибавилось. Востребованность Службы подтверждают и цифры – за год специалисты насчитали свыше трёхсот обращений. 

Совпадение это или закономерность, но появилась ПСС в период пандемии, когда все студенты резко лишились своей привычной среды обитания. 

По мнению Артёма Александровича, отрыв студентов от коллектива, невозможность нормального функционирования внутри группы однокурсников повлекли за собой достаточно большое количество внутриличностных конфликтов. С этими вопросами детям, находившимся на дистанте, не к кому было обратиться. 

«Психологические проблемы из года в год одни и те же. Их спектр неизменен. Это депрессия, тревожность, страхи, расстройства адаптации, отсутствие мотивации, различные состояния, которые сопровождаются неразделенной любовью, сессионными проблемами. С ними мы и работаем», – рассказал Артём Емельянов.

   
   

Анонимно и конфиденциально 

Коллектив психолого-социологической службы довольно камерный. Помимо руководителя здесь работают психологи Екатерина Ольшанникова и Елена Калабина.

Екатерине Ольшанниковой предложили стать психологом Службы сразу по окончании вуза. Она без колебаний согласилась работать по специальности, да ещё и в родном университете.

«Мне нравятся сами консультации. Когда человек благодарит в конце разговора, то это сильно заряжает, даёт много энергии и желания работать дальше», – поделилась впечатлениями Екатерина. 

На первых порах консультации пользовались повышенным спросом среди студентов, особенно в периоды сессии. Летом в силу разных причин звонок и сообщений становится меньше.

За помощью к психологам обращаются не только студенты, но и преподаватели вуза, оказавшиеся в конфликтных ситуациях. Нередко поступают сигналы от неравнодушных кураторов курсов. Видя, что есть какие-то проблемы у студентов, куратор с согласия студента направляет его в психолого-социологическую службу.

«Когда мы начинали этим заниматься, то я думал, что будет больше равнодушия, но я ошибался. И это приятно», – порадовался руководитель ПСС.

По его словам, среди студентов горячая линия сейчас особой популярностью не пользуется. Ребята предпочитают писать в группу в «ВКонтакте», где есть скрытый чат и куда можно обратиться с проблемой. Специалист видит сообщение, назначает время консультации и берёт студента в работу.

«Решить психологическую проблему по телефону невозможно, – уверена Екатерина, –поэтому сами звонки длятся недолго, их мы стараемся сразу переводить в консультативный формат». 

Прийти на консультацию можно лично (улица Фридриха Энгельса, дом 8, кабинет 2), а можно позвонить по телефону горячей линии (+79616173233) или написать в группу в соцсети «Вконтакте». 

Все условия конфиденциальности сохраняются. Ведется кодированный журнал, при обнаружении которого никто не сможет идентифицировать обратившихся к психологам. Если же человеку нужна более глубокая помощь, то его перенаправляют в психологические центры.

«Если специалисты понимают, что это не их спектр деятельности, что это та или иная патология или расстройство адаптации, если какое-то особенное психологическое состояние выходит за рамки нашей компетенции, то мы подключаем к работе психоневрологический диспансер. Естественно, всё добровольно и в соответствии с законом о психиатрической помощи», – заверил Артём Емельянов. 

Чего не хватает?

Говоря о планах на будущее, руководитель социально-психологической службы ВГУ, упоминает компьютерную диагностическую программу, на покупку которой руководство вуза пообещало выделить средства. Программа позволит проводить диагностику дистанционно с помощью эксперта. 

«Там есть различные тесты, помогающие выявлять личностные черты, определять интеллектуальный или эмоциональный уровень, уровень креативности, степень мотивации. Даже профориентационные тесты есть, по результатам прохождения которых можно сделать заключение о том, в какую область пойти работать выпускнику по окончании вуза, правильно ли студент выбрал профессию, не нужно ли ему сменить род деятельности, – отметил Артём Емельянов. – С такими запросам люди тоже приходят, а у нас пока материальной базы недостаточно. Это первый и главный вектор нашего развития».