Воронежцы услышали важную новость: недалеко от города мэрия планирует построить новое кладбище, которого так не хватает городу-миллионнику. Правда, при этом почему-то не вспоминают, как в 2015 году организацию похорон передали в частные руки, и инвестор обязался построить не одно, а сразу два кладбища. Что стало с этими обязательствами? Будут ли возводить новый объект за бюджетные деньги? И как эта мрачная история может сказаться на цене похорон?
Забытая реформа
Как и все люди на земле, воронежцы смертны, и дефицит мест на кладбище с каждым годом ощущается всё острее. На сегодня открыт только один погост – Берёзовский, за Масловкой. И вот на днях пришла новость, что решить проблему должно новое благоустроенное кладбище, которое планируется построить в районе Семилукских Выселков.
Казалось бы, можно лишь порадоваться за будущих покойников – вот только многие забыли, что ещё в 2017 году в Воронеже должно было быть не одно, а сразу два новых кладбища: на Левом и Правом берегу. Такое условие городская администрация обещала поставить перед компанией «Воронежское похоронное бюро», которой в 2015 году передали похоронные услуги, – прежде их оказывало муниципальное предприятие «Спецкомбинат».
Первоначально упоминалось о 300 млн руб. инвестиций. Позже называлась другая цифра: 150 млн руб. «для развития инфраструктуры вновь создаваемых кладбищ». Злые языки болтали, что весьма прибыльное дело просто хотят передать дружественным бизнесменам, которые вытеснят с рынка мелкие похоронные конторки.
Конкурс оптимизма не прибавил: по его итогам 75% новой компании досталось «Городской похоронной службе». Среди аффилированных лиц – люди и коммунальные фирмы, по мнению наблюдателей, связанные с бизнесменом-эмигрантом Вадимом Ишутиным и «Воронежской коммунальной палатой», «прославившейся» на ниве ЖКХ.
Минуло семь лет, «Воронежское похоронное бюро», несмотря на скандалы, построило и запустило крематорий, а что же стало с кладбищами? Оказывается, условия соглашения, мягко говоря, отличались от тех, что озвучивались публично, – как до, так и после сделки.
«В итоге в условия договора такое требование не было включено, поскольку коммерческая организация не участвует в определении границ и строительстве кладбищ, эта функция возложена на органы местного самоуправления, и реализовываться она должна за счёт бюджета», – сообщили в мэрии.
Не про нашу честь
«Бизнес, под который делалась реформа, и не планировал строить кладбища, – полагает депутат Андрей Померанцев. – Видимо, есть серьёзное прикрытие на федеральном уровне».
Впрочем, всё может быть ещё интереснее. Мало кто хочет каждый день наблюдать похоронные процессии, и жители Семилукских Выселков уже начали громко высказывать недовольство.
«Ко мне обратились владельцы дачных участков, – рассказал депутат. – Они просят не допустить строительства кладбища в связи с тем, что у всех колодцы, которые питаются из верховодки».
Мэрия уже отреагировала на начавшиеся жалобы.
«В условиях города всегда рядом с любым участком что-нибудь да будет располагаться, – отмечают в администрации. – Нет никаких альтернативных участков, соответствующих действующим нормам и правилам. Этот участок имеет относительную территориальную доступность, не приближен к местам постоянного проживания людей».
Но будет ли вообще что-то построено, и главное – когда? Или цена похорон взлетит так, что для многих могила станет роскошью?
«Планируется создать искусственный дефицит мест захоронения и повысить спрос на услуги крематория, – выдвигает версию Андрей Померанцев. – Я думаю, будет жёсткий отпор населения, тему с Семилукскими Выселками отменят, и останется только крематорий. На самом деле в городе полно мест, которые можно использовать, – например, те же яблоневые сады. Места есть, да не про нашу честь».