Следите за ладошками. Педиатр - о правильном развитии малыша

Сейчас магазины предлагают огромное разнообразие детских развивающих игрушек, которые, судя по рекламе, способны сделать из ребенка «гения». Действительно ли эти новомодные погремушки настолько полезны, как заявлено на этикетке, как родители должны способствовать развитию малыша, и что делать, если ребенок запаздывает с освоением навыков, «АиФ-Воронеж» спросил у педиатра высшей категории Воронежской областной детской больницы №1 Юлии Кравцовой.

   
   

Фиксировать взгляд и переворачиваться

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Воронеж»: Юлия Сергеевна, как должен развиваться малыш до года?

Юлия Кравцова: Развитие ребенка оценивается по различным параметрам. Основные параметры физического развития – это вес, рост, окружность головы и грудной клетки. Существуют нормативы в сантиметрах с определенными отклонениями для каждого пола и возрастной группы. Доктор при осмотре ребёнка сверяет данные с нормативной таблицей и делает вывод о том, нормально ли идет физическое развитие. То же касается и психомоторного развития. Некоторые показатели доктор оценивает при осмотре, а другие - путем опроса родителей. Так, например, в месячном возрасте оцениваются такие навыки, как фиксация взгляда и головы в положении лежа на животе. В два месяца – более уверенное удержание головы, слуховое и зрительное сосредоточение. В три месяца ребёнок реагирует на общение бурной двигательной реакцией, появляется улыбка и хорошо выраженные эмоции. В четыре-пять месяцев доктор оценивает, может ли ребенок переворачиваться со спины на животик, с живота на спинку. С шести до восьми месяцев появляются навыки сидения и ползания. В восемь-десять месяцев - самостоятельная опора на ножки, умение стоять и переступать у опоры. С года до полутора лет - навыки ходьбы. Плюс во втором полугодии жизни делается акцент на развитие речевых навыков, какие звуки может издавать ребёнок, как он реагирует на членов семьи и чужих.

- Знаю, что существуют разные тесты, определяющие развитие малыша. Например, к определенному возрасту он должен рассматривать свои ладошки. Расскажите об этом подробнее.

-  Да, это и есть те навыки, которые к определенному возрасту должен уметь ребенок. Например, есть такой интересный этап: в возрасте пяти-семи месяцев ребенок сначала берет игрушку в руки, тянет ее в рот, а потом может на нее посмотреть. А после семи месяцев - берет игрушку, сначала на нее смотрит, а только потом тянет в рот. Это, казалось бы, мелочь, на которую родители могут не обратить внимания. Но это очень принципиальный момент: так у ребенка идет развитие интеллекта.

Не сравнивайте с соседским

- С чем может быть связано то, что ребёнок не укладывается в сроки по развитию? Что делать родителям, куда обращаться?

   
   

- Причин этому две. Во-первых, есть индивидуальные темпы развития, и сроки для навыков достаточно гибкие. Взять, например, навык сидения. Почему-то бытует мнение, что ребенок в шесть месяцев должен сесть. Нет, ребенок должен сесть с шести до восьми месяцев. Пойти не в один год, а с одного года до полутора лет. Вот это нужно учитывать. Неправильно сравнивать своего ребенка с соседским. Только доктор может сказать, укладывается ли развитие ребенка в нормативы. Во-вторых, причина может быть в заболеваниях центральной нервной системы. Иногда к задержке развития приводят заболевания внутренних органов. Если у ребенка есть, например, проблемы с легкими, сердцем, он в силу непереносимости физических нагрузок также будет отставать в развитии.

- В целом, как высчитаете, современные малыши более развитые, чем, скажем, те, которые росли 10-20 лет назад?

- Современные малыши имеют более благоприятные бытовые условия для своего развития, более полноценное питание. Сейчас редко встретишь малыша, которого из-из отсутствия грудного молока кормят манной кашей на коровьем молоке. Дети получают более правильное питание, поэтому нутритивный статус (комплекс клинических, антропометрических и лабораторных показателей, характеризующих количественное соотношение мышечной и жировой массы тела пациента – ред.) у них лучше по сравнению с прошлыми поколениями. Но вот в плане развития социальных, коммуникативных навыков современные дети отстают от прошлых поколений, так как зачастую в семье один ребёнок, за которого все делают. Начиная с возраста, когда он может что-то держать в руках, он пользуется гаджетами. Но пользование планшетом – это не исторически сложившаяся норма для развития нашей нервной системы.

- Помогают ли так называемые развивающие игрушки?

- Это модный тренд. Ребёнку без разницы, будет ли он играть с купленной в магазине развивающей игрушкой, либо хлопать крышкой по кастрюле. В плане его развития это будет абсолютно равнозначные вещи. Ребенок все повторяет за мамой и папой, осваивается в быту, так и познает мир. Для этого какие-то специальные игрушки не нужны. Если его положить на цветное одеяло, на котором не написано, что оно сделано специально для детей, дать более простые игрушки, эффект будет тем же самым.

- Что можно еще сделать полезное для развития малыша из подручных материалов?

- Можно набить мешочек гречневой крупой и фасолью, порвать бумажку и дать ребенку пошуршать, пришить на подушку разноцветные пуговицы, положить в пластиковую бутылку горох и закрутить ее хорошо – получится интересная погремушка. А можно дать ребёнку переливать водичку из кружечки в кружечку. Важно развивать мелкую моторику, так как это связано с речевыми центрами головного мозга. Соответственно, если есть проблемы с речевым развитием, то ребенку надо более интенсивно заниматься с мелкими предметами. Можно крутить диск от телефона, открывать-закрывать шпингалет.

Яркая и легкая

- Какие игрушки все же хороши для первых месяцев жизни малыша?

- Игрушки для самых маленьких должны быть яркими, чтобы ребенок мог концентрировать внимание, со звуком не слишком громким, чтобы не испугать ребенка. При этом игрушки не должны быть сложными и очень тяжелыми, чтобы малыш мог их держать и ими манипулировать. У ребенка в первые месяцы жизни развивается слуховое и зрительное сосредоточение. Он должен что-то слышать, что-то видеть, что-то осязать. Но будет ли это модная игрушка из магазина или мешочек с гречневой крупой, на который бабушка пришила пуговицу, разницы нет. Нельзя сказать, что дети с такими разными игрушками будут по-разному развиваться. Ребенку постарше можно давать игрушки, где есть функциональные части с разными кнопочками, ручками, на которые можно нажимать, поворачивать. Для детей старше полутора лет хороши мозаики, конструкторы, где можно проявить творческие способности. Все игрушки должны соответствовать возрасту малыша. Все время бодрствования ребенок должен быть чем-то занят. Хорошо, если он самостоятельно занимается с каким-то предметом и чувствует себя комфортно. Но если капризничает, родители должны найти альтернативу его времяпрепровождению.

- Расскажите, как родители могут помочь малышу освоить те или иные приемы?

- Родители должны разрешать ребенку делать самому то, что он может. Например, в возрасте четырех-пяти месяцев он уже может доползти до игрушки, пусть это делает сам. Если ребенок постарше может сам стать у диванчика, не нужно его хватать и ставить. Родители должны помогать ребенку развиваться, предугадывая, какой следующий навык ему надо помочь освоить. Малышу трех-четырех месяцев надо помогать переворачиваться, в шесть-семь месяцев – кратковременно присаживать, чтобы он учился садиться. Как только у ребёнка появляется желание, например, лечь на бочок, можно ему показать этот прием. Как только он становится на четвереньки, можно стимулировать к ползанию. В то же время учить переворачиваться малыша в один месяц нет смысла, сажать в четыре месяца - нельзя. Все должно соответствовать темпам его развития.

- Какие бы вы ещё дали советы по воспитанию, развитию малыша первого года жизни?

- Основа развития ребенка первого года жизни - эмоциональная связь с матерью. Поэтому главное – общаться с ребёнком, а не занимать его игрушками. Можно ему читать, петь, а можно просто разговаривать, комментировать ту жизнь, которая происходит вокруг.