«На моих дежурствах умирали люди». Студенты-медики о работе с COVID-19

Анна признается, что не сразу привыкла к работе в защитном костюме. © / Анна Шмыкова / Из личного архива

По всей стране, в том числе и в Воронежской области, в борьбу с новой коронавирусной инфекцией вступают не только врачи – им на подмогу приходят студенты-медики. Они совмещают с учебой непростую работу в «красной зоне».

   
   

Корреспондент «АиФ-Воронеж» пообщался со студентами ВГМУ им. Н.Н. Бурденко и узнал, почему они решили набраться опыта в ковидных отделениях, как к этому отнеслись родители и что нового им довелось узнать о COVID-19.

«В «чистой зоне» мы тоже на чеку»  

Дарья работает в ковидном отделении санитаркой. Фото: Из личного архива/ Дарья Жевлакова

Дарья Жевлакова учится только на третьем курсе педиатрического факультета, но уже решила выйти на передовую. Девушка работает санитаркой в БСМП № 1 и совмещает это с учебой. Признается, что на ней ответственность не только за свои медицинские обязанности, но и за студенческие. 

«Сначала мне хотелось попробовать свои силы и возможности, внести хотя бы незначительный вклад в борьбу с инфекцией. Да, конечно, был страх при первом заходе в «красную зону», поскольку все это было ново и неизвестно. А потом страх уходит, и остается ответственность за себя и за окружающих людей. Родителей мне пришлось подготавливать, поскольку они думали сначала, что я иду работать в обычное отделение. Потом они пришли к выводу, что я изначально выбрала профессию, в которой иногда буду находиться в зоне риска, но сказали, чтобы я была осторожна. 

Я работаю санитаркой, поэтому в мои обязанности входит кормление, уход за больными, их транспортировка, уборка палат и коридоров. После смены в «красной зоне» мы выходим в «чистую» - там можем отдохнуть, перекусить. Но в «чистой зоне» мы также сидим на чеку. 

Конечно, сейчас будни более насыщенные: нужно многое успеть сделать. Но все равно работа в ковидном отделении не мешает учебе, совмещать удается, да и преподаватели все понимают, а я осознаю, что несу ответственность и за успеваемость».

   
   

«Зачем это тебе? Ты совсем молодой, учись в университете» 

Никита всегда хотел работать в реанимации. Фото: Из личного архива/ Никита Черкашин

Никита Черкашин – студент пятого курса лечебного факультета. Он признается, что всегда хотел работать в реанимации, но только в период пандемии удалось устроиться туда. Молодой человек работает медбратом в реанимации Воронежской городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 8 и признается, что после увиденного совсем по-другому посмотрел на ситуацию.

«Работать я начал в отделениях различного профиля с пациентами, у которых коронавирус с июня. Решил пойти, потому что мне очень хотелось погрузиться в мир практической медицины. То, что рассказывают на парах в медицинском университете, несомненно, хорошо, но увидеть всё своими глазами - совершенно другое дело. Заразиться самому было страшно только сначала. 

Родители, естественно, восприняли мое решение далеко не в положительном ключе. В их интонации чувствовалось нечто похожее: «Зачем это тебе? Ты совсем молодой, учись в университете». Но я твердо решил, аргументировал свою позицию, и они поддержали меня. Хорошо быть взрослым человеком в такие моменты. Минусом стало то, что мне пришлось ограничивать свои контакты с близкими людьми. Я боюсь подвергать опасности свою семью, поэтому пришлось отказаться от поездок к ним в гости.

В реанимации работа более интенсивная, но и более интересная. Мне очень хотелось изначально попасть в реанимацию работать. Я прошёл по нескольким больницам еще давно, лично спрашивал в отделениях по поводу вакансий, но устроиться тогда так и не смог. А сейчас, когда очень нужна была помощь студентов, я смог найти своё место в реанимационном отделении. Порой приходилось тяжело, не всегда хватало рабочих рук, но я еще заряжен на работу. Да, в реанимации своя специфика работы, поначалу тяжело принять некоторые моменты. Но зато глаза по-настоящему открываются на всю происходящую вокруг ситуацию. Уже не фоном слышится предупреждение о масочном режиме в людных местах, обращаешь внимание на таблички с предупреждением у каждой двери.

До перевода на дистанционное обучение было тяжело после суточного дежурства без сна идти на пары и отвечать на вопросы преподавателя. Сейчас – с переходом на дистанционное обучение – стало удобнее совмещать работу и учёбу. Что касается помех обучению, то это точно не про работу в больнице. Здесь самый настоящий, самый ценный опыт. Знаете, эта пандемия открыла в людях то, что они скрывают в себе. Многое открылось и многое поменялось в моей жизни. Интересно, будут ли врачей и медсестер уважать и после коронавируса, или это временное явление?» 

«Боялась заразить родных»

После перерыва Анна снова хочет вернуться на работу в ковидный стационар. Фото: Из личного архива/ Анна Шмыкова

Анна Шмыкова тоже учится на пятом курсе, но уже педиатрического факультета. Летом она проработала медсестрой в «красной зоне» БСМП №1. С началом учебного года пришлось оставить работу в ковидном отделении, а сейчас, когда все студенты переведены на дистанционный формат, девушка планирует снова выйти на передовую. 

«Как будущий врач хочу попробовать все, хочу набраться опыта в разных ситуациях. По началу, когда никто ничего не понимал, конечно, боялась и сама заразиться, и больных заразить. Но когда начала работать, поняла, что гораздо страшнее проехаться в маршрутке. Мне было тревожно, что от ношения костюмов будет небольшой недостаток кислорода и понизится давление.

В «красную зону» мы заходим на шесть часов, соответственно, не можем ни попить, ни поесть, ни удовлетворить естественные потребности. Сначала я боялась рухнуть в обморок от духоты, поскольку нужно надеть нижний и верхний костюмы, маску, респиратор и двое перчаток – «укутываешься» по полной программе. После первого дежурства поняла, что все не так плохо. Когда заходишь в «красную зону», начинается обычная медсестринская работа, а так как у меня уже был опыт работы, трудностей особых не возникло, мне только рассказали, где и что находится. Обязанности те же самые, тяжело только в этих перчатках делать уколы, а еще очки запотевают иногда. В ночные смены особенно непросто находиться в защитном костюме.

Сначала родители переживали и боялись, а я боялась заразить их, поэтому в период работы я с ними особо не контактирую. Я все лето проработала в коронавирусном отделении, потом началась учеба. Сейчас я опять планирую вернуться туда на работу. Я много нового узнала, общаясь с докторами и пациентами. 

Конечно, ситуация серьезная. На моих дежурствах, к сожалению, умирали люди. Нужно следить за собой и окружающими, быть осторожными. Сейчас нас перевели на дистанционку, поэтому не так тяжело уходить на сутки. Можно брать ноутбук на работу и учиться. Врачи в отделении всегда поддерживают, преподаватели относятся с пониманием.

Мы приходим на сутки, полностью одеваемся, заходим в «красную зону» на шесть часов и работаем: уколы, заборы крови, раздача обедов и т.п. Что мне понравилось – это взаимовыручка. Ты не один, всегда помогут доктора. В такой ситуации это очень важно. Иногда границы между врачами, медсестрами и санитарками стираются. После шестичасового дежурства ты выходишь из «красной зоны», снимаешь костюм, идешь в душ и в «чистой зоне» можешь перекусить, отдохнуть, заполнить какие-то бумаги, а потом опять в бой. Я очень зауважала врачей, особенно медсестер и санитаров, которые постоянно находятся рядом с больными».