На стенах – плакаты и стенды с основными узлами автомобилей, вдоль окна – длинный ряд компьютеров, у доски - ряд разноцветных ёмкостей с маслами и антифризами: почти всё это собрали сами студенты со своим наставником Константином Меняйловым, который преподаёт техническое обслуживание и ремонт автотранспорта в Воронежском государственном промышленно-технологическом колледже. Уж он-то знает, как пробудить энтузиазм у нового поколения.
Знания – в массы
- Юрий Голубь, vrn.aif.ru: Константин, как вы стали преподавателем? Мечта привела в профессию или обстоятельства так сложились?
- Наверное, всё сразу, но мечты не было. В детстве хотелось быть то военным, то шофёром. В итоге поступил учиться в Лесотехнический университет на автомеханика – всегда любил машины. С третьего курса начал заниматься наукой и втянулся.
Возможно, сыграли роль гены. Бабушкины дяди-фронтовики оба работали учителями: один – истории, другой – ОБЖ. Сама бабушка 33 года была нянечкой в детском саду. Мама – учитель русского языка и литературы. А дед-фронтовик по отцу был директором школы в Нижнем Мамоне.
А теперь в нашем колледже преподаёт и моя супруга. Так что учить детей – это у нас семейное.
Первый раз я попробовал преподавать в 22 года, когда поступил в аспирантуру. А через полгода научный руководитель поручил вести практику у заочников. Представьте: я – такой молодой – и они – уже взрослые люди. Потом вёл занятия у тех, кто чуть младше себя. Постепенно научился.
Сюда я устроился за два года до окончания аспирантуры – чтобы получить педстаж. Да так и остался. Летом будет шесть лет, как здесь работаю.
- Почему остались? Что больше всего понравилось?
- Простите за громкие слова, но мне нравится нести знания в массы. Видеть, как 16-летний мальчишка за несколько лет превращается в профессионала, понимать, что ты его чему-то научил, – это очень приятно. Бывает интересно встретить выпускника. Кто-то работает по специальности, кто-то – нет. Но все говорят спасибо: ведь автомобили есть почти у каждого. Не перепутают бензин с дизелем – уже хорошо.
Получается, ты уже, хотя бы немного, формируешь общество. Легко быть необразованным – уйти из школы после девятого класса и работать грузчиком на складе. А ты даришь человеку специальность.
Конечно, не каждый пойдёт работать в автосервис. Кто-то устроится обычным водителем – их сейчас требуется очень много. Ребята работают логистами, крановщиками, и это нормально.
С поколением «Тик-тока» на одном языке
- И всё-таки вам уже 30, а ребята – подростки. Всегда ли вы находите общий язык?
- Всё в порядке – как правило, сюда поступают уже заинтересованные люди. Да, они ещё дети, но у многих рано или поздно просыпается тяга к автомобилям.
Как говорил мой преподаватель в Лестехе, не обязательно всё знать наизусть, нужно уметь быстро найти информацию. Я придерживаюсь того же принципа. Мы записываем лекцию, потом воспроизводим содержание на проекторе, изучаем рисунки на плакатах, смотрим видео. После этого можно начать разбирать-собирать механизмы.
Если они просто сидят и пишут – ничего не будет. Это поколение «Тик-тока» - им важна визуализация. Я сделал канал на YouTube с подборкой видео. Каждый может дома посмотреть, как устроены система охлаждения, какие бывают масла и т.д. У студентов есть группы в «Телеграме» - туда я тоже кидаю интересные ролики.
Я собрал стенд с маслами – чтобы каждый мог увидеть цвет, понюхать, понять, что такое вязкость и текучесть и т.д.
Вместе со студентами мы собрали из старых деталей компьютеры, часть комплектующих купил колледж. Совершенно случайно я нашёл почти новые стенды: в Казани закрыли автошколу и выставили их на «Авито». К ним прикреплены не какие-то макеты, а настоящие автомобильные запчасти.
- А вы можете представить себя кем-то другим – не преподавателем?
- Разве что владельцем автотехцентра (смеётся – ред.). Кроме основной работы, я вместе с товарищем открыл магазин автозапчастей. Хотелось бы большего: центр с сервисом, мойкой и даже фудзоной.
Брал бы туда на работу своих же выпускников. Я когда-то работал механиком в одной компании, остался в хороших отношениях с директором, и наши ребята сейчас там проходят практику, набивают руку.
Мне кажется, моя мечта вполне осуществима. Я бы остался преподавать на полставки – для души - и забирал к себе хороших студентов. Ведь молодым, действительно, важно давать дорогу. Нет ничего хорошего в том, что на местах по 40-50 лет сидят одни и те же люди. Нужны идеи и свежая кровь.