Тест на самостоятельность. Как помочь школьнику в дистанционном обучении

Из-за пандемии коронавируса российские школьники и студенты перешли на дистанционную форму обучения. Педагог-психолог Елена Гопенко рассказала «АиФ-Воронеж» о плюсах и минусах такого образования, дала советы родителям, как правильно организовать обучение дома и сделать так, чтобы самоизоляция не стала для ребенка наказанием.

   
   

Преимущества и недостатки

«Дистанционное обучение – это серьезный вызов для всех, тест на степень самостоятельности и ответственности, на умение организовать свою жизнь и управлять ею. Оно может стать непреодолимым препятствием или ступенью на пути вверх. Вопрос лишь в том, как к нему относиться», - отмечает Елена Гопенко.

По словам психолога, в дальнейшем дистанционные формы образования будут занимать все больше и больше образовательного пространства. Школьники будут тратить на них до 40% времени, на очные формы – также около 40%, а оставшиеся 20% – на самообразование.

Дистанционное обучение имеет множество преимуществ. Ребенок может заниматься в удобное время в комфортных условиях, уделять освоению материала столько времени, сколько ему требуется, а также приучить себя к самодисциплине и ответственности, постоянному повышению своего уровня, плавно переходя к непрерывному образованию в течение всей жизни. Дистанционное обучение дает равные возможности всем, независимо от места проживания и состояния здоровья.

Однако такая форма обучения имеет и свои недостатки. Процесс образования может быть ограничен недостатком технических возможностей. К тому же многие навыки можно получить только при выполнении реальных практических и лабораторных работ. Отрицательно влияет на ребенка и социальная изолированность – школьник будет испытывать недостаток общения, контроль со стороны учителя будет ослаблен.

Что делать родителям

«Взрослые, так же как и дети, оказались в непривычной, сложной для себя ситуации. Теперь им одновременно нужно быть папами и мамами, сотрудниками на работе и, отчасти, педагогами», - говорит Елена Гопенко.

   
   

Психолог дала несколько практических советов родителям.

Важен диалог и уважительное, дружелюбное общение. Ребенок должен сам принять решение, что он будет выполнять задание учителя. Обсудите с ним, что ему поможет и что может помешать. Пусть он напишет свое намерение на бумаге. Это станет для школьника психологической опорой, к которой можно обращаться, оно отличается от словесного обещания родителям.

В конце каждого дня подробно обсуждайте с ребенком, что получилось, а что пока нет. Для понимания успехов и трудностей задавайте открытые вопросы - давайте ребенку возможность на обратную связь. Ребенок не всегда может оценить и увидеть, что действительно у него хорошо получается. Выразите радость, восхищение, уважение, не жалейте объятий.

Большинство школьников плохо чувствуют время и не умеют его планировать. Помогите ребенку составить план на каждый день. Вечером подробно его проговорите и мысленно прокрутите «фильм» завтрашнего дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами постоянно находились часы или таймер, который фиксировал бы окончание запланированного периода. Рекомендуется разбить работу на отрезки по 15-20 минут и делать между ними пятиминутные перерывы. Если ребенку очень тяжело, рабочее время можно поделить на 7-10 минут.

Используйте стимулы и санкции за невыполнение заданий. Но договор с ребенком обязательно нужно составить письменно.

Правильно организуйте рабочее место школьника. Все необходимое должно находиться в зоне доступности руки, а смартфон и другие гаджеты – вне рабочей зоны. Экспериментально доказано: если мобильный телефон даже в выключенном состоянии находится в зоне досягаемости, ребенок намного хуже справляется с математическими задачами.

Время научиться новому

В условиях самоизоляции родители должны дать ребенку понять, что пребывание дома нельзя расценивать как наказание, отмечает психолог.  Это время научиться чему-то новому, заняться интересными делами, которые давно откладывались.

Ребенок, находясь дома, может продолжать общаться с друзьями и одноклассниками с помощью соцсетей и мессенджеров. Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов. Подросткам можно попробовать себя в профессии видеоблогера.

Психолог призывает использовать эту ситуацию, чтобы развить у своего ребенка самоконтроль, ответственность и самоорганизацию – те качества, которые будут так необходимы ему во взрослой жизни.