Индивидуальный подход. Почему родители выбирают частные детсады и школы?

Частные школы и детские сады становятся все более популярными. Доверие родителей к негосударственным учреждениям возрастает, и некоторые без сомнений отдают туда своих детей. Корреспондент «АиФ-Воронеж» выяснил, почему родители предпочитают частные учебные заведения и чем они отличаются от государственных.

   
   

Пятидневка, полупансион, пансион

В 2019 году ВЦИОМ изучал отношение россиян к системе школьного образования. В опросе на тот момент приняли участие 4 800 человек старше 18 лет. Исследования показали, что 32% опрошенных были только отчасти удовлетворены качеством образования, а совсем не довольны - 15%. 

Кроме этого, по мнению 51% респондентов, за последние десять лет ситуация в сфере образования ухудшилась, такого же мнения придерживаются и 49% родителей школьников. Каждый третий участник опроса считает, что в российских школах уделяется недостаточно внимания развитию индивидуальных способностей детей. 

Чаще всего родители, не ограниченные в финансах, отдают свое чадо в частные организации. Негосударственные школы бывают разными как по профилю обучения (физико-математические, спортивные, гуманитарные), так и по режиму. Если ребенок учится не просто пять дней, а в формате полупансиона, то он остается в школе до вечера, делает уроки и только потом отправляется домой. При этом ему гарантировано питание от трех до пяти раз в зависимости от школы. 

Полный же пансион предусматривает постоянное проживание школьников в общежитии. Такой формат достаточно удобен для особенно занятых родителей, часто отправляющихся в командировки, но желающих не упустить воспитание ребенка. В этом случае школьники могут находиться в учебном заведении рабочую неделю, месяц или четверть. 

Искусства и ремёсла до 11 класса

Уроки в негосударственных школах могут быть другого формата. Какие-то предметы, которые в бюджетных организациях предусмотрены в рамках начальной или средней школы, преподаются до окончания учебного заведения. Все зависит от определенной образовательной организации, например, урок может длиться более 45 минут.

   
   

«У нас своя программа обучения. Некоторые дисциплины преподаются блоками, часть предметов ведет один человек не только в начальных классах. Также есть уроки длиной 1 час 45 минут. Естественно, мы не держим все это время детей за партами. Занятие делится на разные части, есть и перерыв, который определенным образом связан с темой урока. До 11-го класса мы занимаемся с ребятами искусством и ремёслами, поскольку важны не только интеллектуальные способности, но и художественные», - говорит учитель Воронежской общеобразовательной школы «Радуга» Наталия Князева. 

По словам руководителя негосударственной школы, выбрав такой вариант обучения, родители должны понимать, куда они отдают своих детей и каким образом будет выстраиваться образовательный процесс. Также Наталия отмечает, что в последнее время, особенно после пандемии, количество желающих перейти из обычных школ увеличилось.

«Может быть, причина не в пандемии, но тем не менее. После дистанта ряд родителей переводят детей к нам, поскольку мы только в крайнем случае переходим на онлайн. Как сельская школа мы имели право выбирать, в каком формате обучать. Немало и других причин перехода из государственных школ: кто-то не доволен качеством и процессом обучения, некоторым детям обычная школа не подходит», - говорит Наталия Князева.  

Одной из причин, по которой Алексей Болховитинов отдал своего сына в одну из частных школ Воронежа, как раз является полное нежелание, чтобы ребенок получал знания в онлайн-формате. Кроме этого, как признается родитель, он более чем доволен качеством получаемых знаний.

«В классах по 10-15 человек - их успевают спросить два-три раза за урок. Конечно, кто хочет учиться, тот и так будет это делать, но тем не менее. Мне нравится и сама обстановка, и учителя: один преподает, а другой делает домашнее задание с детьми. Очень удобно - утром отдал, а вечером забрал. В советское время все, что ребенок не успевал в школе, он делал на бесплатных факультативах и кружках, а сейчас все это переведено на платную основу. Мои друзья, чьи дети ходят в обычную школу, осваивают материал с ними дома. Зачем тогда нужен преподаватель в школе?» - делится мнением Алексей Болховитинов. 

Больше внимания каждому ребенку

В частных детских садах ситуация несколько проще. Образовательная программа практически такая же, как и в государственных. Но некоторые частные заведения берут детей от года, поэтому родители детей до трех-четырех лет чаще делают выбор в их пользу. 

«У нас гораздо меньше детей - в каждой группе максимум 12 человек. Образовательная программа построена одинаково, но мы можем ее наполнять дополнительными дисциплинами. Занятия ведутся в соответствии со стандартами, при этом каждому ребенку за счет того, что их меньше, уделяется больше внимания. Есть некоторые льготы для родителей, они могут приехать попозже как утром, так и вечером», - рассказывает о работе частных садов заведующая центром развития «Здоровый ребенок» Елена Цыбочкина. 

Она считает, что сравнивать частный и государственный сады не нужно, поскольку дело не в качестве образования, а в детях, пожеланиях и обстоятельствах родителей. Также Елена отмечает, что в последнее время никаких положительных или отрицательных изменений с переходом в частные сады не заметила, за исключением большего доверия к таким организациям.

«Если мы говорим о старшем возрасте, то это родители, которые хотят, чтобы детям уделялось больше внимания, был индивидуальный подход. Одно дело проводить занятие на 30 человек, а другое - на 12. Есть более домашние и ласковые дети, которым нужно внимание, но в госучреждениях ребят настолько много, что не всегда получается у воспитателя уделить всем такое количество внимания», - уверена Елена. 

В некоторых случаях у родителей просто нет выбора, поэтому ребенка приходится отдавать в частный сад, даже если это сильно повлияет на семейный бюджет. Анастасии Соловьевой пришлось поступить именно так, потому что, по словам родительницы, на момент выхода на работу место в государственном саду еще не выделили.

«Мой ребенок ходил в частный сад, а сейчас уже в государственный. Первый мы выбрали, потому что нам не дали место в бюджетном, когда мне нужно было выйти на работу. Меня устраивал и частный сад, и государственный. Но последний находится далековато от нас, сложно доехать на общественном транспорте - только на машине. Частный же располагается через дорогу, как и государственный, место в котором нам не дали», - рассказывает женщина. 

Выходит, что на выбор родителями негосударственных учебных заведений влияют не только субъективные причины (качество образования, недостаточное внимание), но и объективные - нехватка мест и неудобство расположения школы или детсада.