Наночемодан и взаимное уважение. Учитель – о том, как увлечь детей наукой

Преподаватель химии стала победителем конкурса «Учитель года России». © / Юлия Крячко / Из личного архива

В Воронежской области завершился региональный этап профессионального конкурса «Учитель года России», его победителем стала преподаватель химии Бутурлиновской средней общеобразовательной школы Юлия Крячко.

   
   

Юлия Николаевна рассказала «АиФ-Воронеж», почему она выбрала профессию учителя и как сделать уроки не только познавательными, но и интересными.

Со всех сторон

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Воронеж»: Юлия, вас признали лучшим учителем региона. Чем вы смогли покорить жюри?

Юлия Крячко: Я просто делала свою работу – вложила весь свой опыт, и, видимо, он показался наиболее актуальным. Я проводила урок по теме «Строение атома» – она соответствовала тематическому планированию школы. Тему мне озвучили за пару дней до конкурса. Сам урок больше носил теоретический характер, ребятам нужно было развивать абстрактное мышление. В рамках конкурсных испытаний я говорила о переходе на новую систему оценивания обучающихся. Понятно, что мы не можем уйти от пятибалльной системы, но, на мой взгляд, она мало информативна. Гораздо эффективней технология формирующего оценивания, критерии которого разрабатывает учитель совместно с учениками. Здесь важны не только предметные знания, но и личные качества ученика – например, его артистичность, коммуникативность. Такая система подразумевает более эффективную обратную связь и помогает обучающимся развиваться в разных направлениях – этого, кстати, требуют и новые стандарты образования.

- Трудно заинтересовать учеников предметом?

- Прежде всего, нужно увлечь общением. Ведь химия – это не только практика, но и теория, хотя, да – первое, о чём дети говорят, когда приходят на урок – «будем химичить». Я стараюсь проводить свои уроки в позитивном, очень важном для меня уважительном контексте. Очень значима эмоциональная связь. Когда ученики чувствуют уважение, они становятся открытыми, и усвоение материала происходит быстрее и легче. Конечно, я хотела бы проводить больше уроков, но учитель в школе давно перестал быть единственным источником информации. Мотивированные ребята изучают предмет и вне школьной программы.

   
   

Познаётся на практике

- Сейчас много говорится о предметах по выбору. Как считаете, химия всем нужна?

- Считаю, что химия – это одно из наиболее важных направлений в современном мире. Синтетические материалы присутствуют во всех сферах нашей жизни. Вообще за дисциплинами естественнонаучного цикла – будущее. Поэтому на уроке я часто стараюсь привязывать теоретические знания к бытовым. Когда, например, проходим органическую химию, мальчикам говорю, какие органические материалы идут для производства пластмассы, клеящейся продукции. Пластиковые трубопроводы – это тоже продукт из органического сырья. Когда девочки дома пекут блинчики, «гасят» соду уксусом – это качественная реакция на карбонаты. На этом примере дети хорошо понимают, почему выделяются пузырьки, и что это за газ. Ученики очень любят практические занятия, на которых мы получаем сложные эфиры – вещества с характерным запахом. Например, изоамиловый спирт и уксусная кислота дают запах «Дюшеса». Чтобы получить запах «Рома», нужно смешать этиловый спирт и муравьиную кислоту.

- Как уроки изменились с тех пор, когда вы сами учились в школе?

- В нашей школе, например, много цифрового оборудования. Благодаря таким современным лабораториям, многие данные переносятся на планшет, где отображаются промежуточные и конечные результаты опытов в виде графиков и схем. В моём распоряжении также два наночемодана, в составе которых в том числе разные наноматериалы, например, гидрофобная и ферромагнитная жидкости. Последняя обладает способностью намагничивания: если поднести к этой жидкости магнит, она начинает менять свою форму. А гидрофобную жидкость используют в стеклоомывателях для автомобилей. Во время дождя она отталкивает воду, и благодаря этому водитель чувствует себя более уверенно на дороге.

Сейчас много видеоуроков, которые иллюстрируют разнообразные опыты, это не всегда удобно, ведь часто реакция веществ сопровождается выделением запаха, повышением температуры, что необходимо чувствовать. Так что одним современным цифровым подходом не обойтись. Нам очень важно чувствовать, понимать, видеть, что происходит. Поэтому опыты, которые были раньше, проводим и сейчас. Нельзя обойтись без смешивания веществ, без весов, без пробирок и колб.

На своём языке

- Среди молодёжи сейчас очень популярна информатика. А есть ли надежда вырастить будущих Менделеевых?

- Готова с этим поспорить. Да, одно время были популярны IT-технологии, а ранее – юриспруденция. Сейчас не вижу, чтобы ребята стремились к этим направлениям. Наоборот, многие ученики мечтают стать врачами. Некоторые намерены уйти в науку. Несколько моих учеников хотят посвятить себя именно химии. Одна девочка уже три раза была в профильной смене по предмету в центре для одарённых детей в Репном. Нет, я не чувствую дефицита в ребятах, которые любят мой предмет. Ежегодно большое количество детей выбирают естественнонаучное направление делом своей жизни.

- Как вы сами стали учителем химии?

- Хотела быть учителем со школы. Выбрала естественно-географический факультет – учила и химию, и биологию. В институте преподаватели химии вызвали больше симпатии, и благодаря их примеру я решила пойти по этой дороге и с тех пор ни разу об этом не пожалела, работаю с удовольствием. Интересно наблюдать, как дети развиваются, как более сильные помогают отстающим. Поэтому часто на уроках мы выбираем экспертов по какой-то теме, которые объясняют другим ребятам то, что те не поняли. И детям это нравится. Надеюсь, такая практика в будущем поможет им выбрать профессию учителя.