В преддверии Дня школьного ненасилия и мира, который отмечается 30 января, корреспондент «АиФ-Воронеж» поговорил с психологом Татьяной Охрименко на тему буллинга среди детей. Эксперт рассказала, как распознать, что ребенка травят в школе, как корректно подойти к решению проблемы и что в этой ситуации делать учителю.
Кто в группе риска?
Валерий Чирков, «АиФ-Воронеж»: Жертвой травли может стать каждый, или все-таки существуют определенные группы риска?
Татьяна Охрименко: Я думаю, что в группе риска дети, которые растут в психологически нездоровых семьях. Это может быть семья, где ребенка критикуют, оскорбляют, унижают, никак им не занимаются или же чрезмерно опекают. В первом случае мальчик или девочка привыкают к такому обращению с собой и позволяют одноклассникам делать то же самое. А излишне опекаемый ребенок не умеет сопротивляться агрессорам и также не сможет себя защитить.
- Какие факторы могут запустить буллинг в отношении ребенка – его внешность или, например, черты характера?
- Они могут стать формальным поводом к тому, что ребенка начнут травить, но, я считаю, что начинают обижать именно детей, у которых нет готовности противостоять обидчикам. А такая внутренняя сила как правило закладывается в семье. Я не могу сказать, что это единственный фактор, но на практике — один из основных.
Действуем корректно
- Как определить, что ребенка стали травить в школе?
- Если он раньше хорошо учился, а тут вдруг перестал. Если раньше был веселым и бойким, а внезапно стал подавленным и не хочет идти ни в школу, ни на секции, ни на прогулку. Насторожить должны уныние, апатия, потерянный и отстраненный взгляд. Как правило, это говорит о том, что ребенок настолько сконцентрирован на какой-то ситуации, что вас как будто не видит. В этом случае у ребенка проблемы, возможно, его травят в школе.
- Что делать родителям в такой ситуации?
- Нужно выходить на диалог, задать вопрос: «Давай вместе подумаем, как бы ты хотел, чтобы я тебе помог?» Важно действовать корректно. Потому что иногда родители, особенно папы, желая отстоять ребенка, идут в школу с желанием всех наказать. В результате получается только хуже, так как ребенку, особенно если он подросток, стыдно показываться в классе. Он решит, что о проблеме знает уже половина школы. Ему будет страшно, что все на него начнут показывать пальцем. Ни в коем случае нельзя обесценивать проблему, призывая ребенка самому дать сдачи или не обращать на обидчиков внимание.
- Как общаться с родителями обидчиков?
- Прежде всего, важно избегать взаимных обвинений, эмоционального наплыва и действовать с позиции помощи для всех. Наверняка, обидчик тоже находится в непростой жизненной ситуации. Диалог нужно вести в ключе: «Как мы все друг другу можем помочь?» Если получается не подключать классного руководителя и решить проблему самостоятельно, это замечательно. Но обычно родители общаются на эмоциях, так как каждый переживает за своего ребенка и становится необходим модератор в беседе, который сохранит объективную позицию. Нельзя ругать и наказывать зачинщика и участников травли в присутствии окружающих — это может только усугубить ситуацию. Каковы бы проступки ни были, публичное наказание приведет только к еще большему озлоблению детей.
- Нужно ли уходить из школы?
- Если поход в школу превращается в пытку, заставлять туда ходить ребенка не нужно. Поменять учебное заведение — один из вариантов, если ситуация никак не разрешается. Я встречалась со многими семьями, для которых смена школы стала очень хорошим витком в развитии ребенка. Школьника было буквально не узнать за год общения с новыми людьми в классе, где его приняли. Кто-то решает перевести ребенка на домашнее обучение, и ученик прекрасно себя чувствует. Это подходит для более замкнутых детей-интровертов.
- Если ребенок — зачинщик или участник травли, как с этим бороться?
- Прежде всего, нужно дать ему понять, что родители на его стороне, но ему требуется помощь. Важно понять, почему он это делает. Может быть, ему это доставляет удовольствие или он так выплескивает энергию. Тогда, возможно, нужно обратиться к семейному психологу. Конечно же, нужно напомнить, что такое поведение недопустимо. Ребенку нужно внушить, что, если травля будет продолжаться, у него начнутся проблемы в будущем. Причем сначала социальные — ему будет сложно общаться с людьми, а со временем и юридические.
Подключаем школу
- Нужно ли привлекать классного руководителя или родителей других детей?
- Если есть друзья в родительском комитете, можно попросить их узнать у детей, не замечали ли они чего-нибудь нехорошего в общении сверстников. Так можно выйти на обидчиков. Можно сообщить о проблеме классному руководителю. К незнакомым детям с расспросами подходить не стоит, так как ребенка могут обвинить в ябедничестве и начать еще больше обижать. К руководству школы на первых порах идти также не стоит, так как это последняя инстанция для решения проблемы. Директор и завучи, в большинстве своем, не в курсе проблем в каком-то конкретном классе. Туда можно обращаться, если травлей занимается сам учитель или же родители обидчиков игнорируют попытки остановить буллинг.
- Какую роль в буллинге может сыграть сама школа?
- Учитель может попустительски относиться к тому, что кто-то из учеников в подавленном состоянии, что над ним насмехаются одноклассники. Если преподаватель на это закрывает глаза или вовсе не замечает, то это способствует усугублению проблемы. Нередко в классе создана напряженная атмосфера, и эмоционально нестабильные дети могут это напряжение выплескивать на других. В том числе и в виде буллинга.
- Как быть учителю, если в его классе травля?
- Прежде всего, сообщить о проблеме родителям, потом поговорить с ребятами по отдельности. Организовать родительское собрание. Если и так ситуация не решается, то уже идти к руководству. Вообще, опытный человек, который работает с детьми, так или иначе узнает, что ребенка травят. Это можно понять из постоянных насмешек над одним или несколькими детьми, записок с оскорблениями, разговоров в коридорах.