«Театр – мой способ коммуникации». Ингеборга Дапкунайте – о своей профессии

Режиссер Савва Савельев и актриса Ингеборга Дапкунайте. © / Алексей Бычков / Воронежский камерный театр

Известная российская актриса литовского происхождения Ингеборга Дапкунайте приехала в Воронеж, чтобы провести творческую лабораторию «Сторителлинг: теория и практика», в рамках которой на сцене Камерного театра пройдут открытые репетиции спектакля «Привет дождавшимся». Постановка содержит эпизоды жизни актрисы – церемонию празднования Рождества в семье Дапкунайте, рассказы о школьном времени артистки.

   
   

В интервью «АиФ-Воронеж» Ингеборга Дапкунайте рассказала об особенностях сторителлинга, работе во время самоизоляции и новых проектах в кино.

«Действие сконцентрировано на мне»

Ангелина Оболонская, «АиФ-Воронеж»: В чем особенность сторителлинга как жанра для актрисы?

Ингеборга Дапкунайте: Например, когда я рассказываю о Рождестве в своей семье, я говорю, что у нас стоит на столе. В этот момент зритель анализирует, сравнивает: а у нас отмечают по-другому, и угощения отличаются. В этом выражается коммуникация. Если я найду связь со зрителем в этих простых вещах, о которых я рассказываю, то все получится. Из простых вещей и складывается моя жизнь. Все люди, которые, кажется, не влияли на меня, сформировали меня такой, какая я есть.

- Ингеборга, в спектакле вы рассказываете о личном – вашей семье, родном городе. Не страшно было открывать такие подробности своей жизни людям?

– Я не буду говорить о том, о чем хочется промолчать. Мы думали, что спектакль будет только о личном, но потом поняли, что без истории Вильнюса нет истории семьи. Надо признаться, что этот проект дал возможность посмотреть и почитать о своем городе еще больше, чем я знала, и возобновить знания. Работу мы начали еще до пандемии и закрытия всего мира, поэтому планировалось добавить в спектакль фотографии, слайды, проекции. Теперь, я должна вас разочаровать: этого не будет. Границы остаются закрытыми, нам не получилось слетать в Вильнюс. Но вы сможете открыть в телефоне картинки этого города.

   
   

- Какая вы актриса – требовательная или податливая во взаимоотношениях с постановщиком спектакля?

– Мне очень трудно оценивать себя. Смотря, какой спектакль, смотря, что я в нем делаю. Если говорить о конкретно этом спектакле, то у нас с режиссером есть взаимосвязь, это совместная постановка. Понимаете, это особое видение мира. Я – часть этого произведения. В данном случае, всё действие сконцентрировано на мне, не скромная вещь.

- Простите за банальный вопрос, но что вы хотели сказать этим спектаклем? Какова его основная цель?

– Если вы меня спросите: «Зачем я это сделала?», я вам отвечу: «Не знаю». В ответе на этот вопрос я процитирую критика Антона Долина. Он как-то сказал, что самый дурацкий вопрос, который можно задать: «Что хотел сказать автор?» Я ничего не хотела сказать, я хотела с вами пообщаться. Театр – это мой способ коммуникации.

«Скучала по театру»

- Вы чаще дружите с режиссерами или у вас бывает непонимание?

– Конечно, бывает непонимание, но это не вопрос дружбы или вражды. Это творческий процесс. Если есть непонимание происходящего на сцене, то это профессиональное, это не относится к личным отношениям.

- Какие у вас отношения с кино? Много ли новых проектов?

– Проектов много. Как всегда, лето – самое продуктивное время. Мы должны начать съемки сериала «Балет» с Федором Бондарчуком в качестве актера и продюсера. Еще нам предстоит снять два сезона сериала «Беспринципные» – будет продолжение.

- Расскажите, чем вы занимались в период самоизоляции? Возможно, удалось реализовать какие-то интересные онлайн-проекты?

– В первый месяц пандемии я поняла: это очень хорошее время, ведь до этого я было очень занята. Говоря о кино, во время самоизоляции я снялась в одном фильме. А когда настал жесткий карантин, то режиссер Александр Молочников умудрился снять онлайн-проект. В нем принимали участие Евгений Стычкин, Максим Матвеев, Максим Виторган. Все мы снимались по видеосвязи, в этих маленьких окошечках. Кстати, в это время я многому научилась, потому что пришлось самой ставить свет, настраивать камеру. И все-таки я рада, что карантин закончился, потому что я никогда не думала, что настолько буду скучать по театру.