Под маской шута. «Сатирикон» привез в Воронеж спектакль по Островскому

Андрей Парфенов / Платоновский фестиваль

В рамках Платоновского фестиваля искусств московский театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина привез в Воронеж спектакль по малоизвестной пьесе Александра Островского «Шутники». Постановка, в которой уместился весь мир знаменитого писателя, с успехом прогремела на сцене Воронежского концертного зала. Подробнее о спектакле, истории его создания, а также о том, чем Островский актуален в наши дни, рассказывает «АиФ-Воронеж».

   
   

«И рожа обезьянья сделалась»

Сюжет разворачивается вокруг небогатого чиновника с говорящей фамилией Оброшенов и его семьи. Как говорит Константин Райкин, сыгравший главного персонажа, этот герой и «брошенный», и «обросший, неухоженный» одновременно. Ради своих дочек он готов пойти на любые лишения и унижения. Чтобы прокормить семью, он не стыдится быть «шутом», «приказной крысой».

«Изломался, исковеркался, исказил себя всего, и рожа-то какая-то обезьянья сделалась», - блестящий актер Константин Райкин искусно передает всю боль и невзгоды, которые обрушились на «маленького человека».

«Сначала ничего кроме страха у меня не было, - рассказывает режиссер спектакля Евгений Марчелли о предложении работать с Константином Райкиным. – Все-таки это артист такого уровня! Во-вторых, он еще и сам режиссер, и педагог. Как с таким артистом работать? Только обслуживать его. И я был сильно удивлен, когда Константин Аркадьевич совершенно внимательно стал меня слушать – в итоге у нас получился контакт, и я расслабился. Это оказалось огромным удовольствием работать с мастером, который может твои идеи и предложения развить, а не просто принять и выполнить».

Фото: Платоновский фестиваль/ Андрей Парфенов

Кстати, именно Константин Райкин предложил поставить спектакль по пьесе, о которой мало кто слышал. По его словам, в этой «простой пьесе» семья взята как некая концентрация смысла жизни, «божественная ячейка», откуда все происходит и проявляется. При этом в ней поднимаются и другие важные темы – сохранения достоинства, настоящей любви.

   
   

«Признаюсь, о существовании пьесы «Шутники» я не знал. Когда я ее прочитал, то она мне показалась слишком простой, без катаклизмов космического масштаба – измен, страстей, убийств. Такая мягкая, нежная, семейная история. Но Константин Аркадьевич так был увлечен этой пьесой, что мне стало интересно – в ней точно что-то должно быть. И когда я начал знакомиться с произведением более серьезно, мне вдруг оно показалось очень любопытным именно по своей простоте. Это такая редкость, когда в современном театре нет какого-то дикого эпатажа, а ставится нежная семейная сентиментальная история любви папы к дочерям. Но без сюжета и интриги здесь тоже не обходится, конечно. В итоге своей простотой и привлекла меня эта постановка. И работалось с ней очень интересно, плодотворно, творчески насыщенно», - признается режиссер.

Фото: Платоновский фестиваль/ Андрей Парфенов

«Островский попадает в современную жизнь»

Любопытно, что в этой постановке смог уместиться весь мир Островского. В сюжет были искусно вплетены герои других пьес автора – «Грозы», «Бесприданницы», «Леса» и «Снегурочки». Они словно случайные свидетели происходящего внезапно появляются на сцене и в какой-то момент также неожиданно с нее исчезают.

«В этой пьесе есть одно явление, которое выпадает из нее целиком. Это массовка, где у каждого персонажа есть то ли имя, то ли характеристика. Эти люди никак не связаны с общим сюжетом пьесы, - объясняет Евгений Марчелли. – И когда мы стали думали, что с этим явлением делать, кто-то из артистов предложил: «А что если из этой массовки сделать персонажей пьес Островского». И дальше эта идея начала развиваться. В итоге мы взяли кульминационные сцены из пьес в немножко ироническом ключе. Мы перевели это явление из пьесы в театрально-игровой материал, который к сюжету прямого отношения не имеет. Но это некий «космический Островский».

Фото: Платоновский фестиваль/ Андрей Парфенов

«Островский – один из самых любимых авторов в нашем театре. И любимый он, прежде всего, потому, что он, с нашей точки зрения, очень попадает в современную жизнь. И дело не в том, во что одеты герои или какими реквизитами пользуются – пьют ли чай из блюдечек с самоваром, современная на них одежда или нет. Это не важные по сути вещи. А по сути Островский попадает до такой степени в современную жизнь, что остается только умело сделать, чтобы сегодняшний зритель понял, что это про него», - отмечает Константин Райкин.