Открытием всероссийского фестиваля документального театра Вербатимфест-2020 стал показ спектакля «67/871. Документальный спектакль о блокаде».
Корреспондент «АиФ-Воронеж» побывал на показе и узнал о 67 воспоминаниях о 871 дне блокады.
Документальный спектакль - это честность
Немногие слышали о таком направлении, как документальный театр, свое существование по некоторым данным этот формат начал с 1920-х годов. Отличительная особенность такого формата - воспроизведение спектакля, который основан на реальных фактах. На сцене актеры озвучивают не слова из произведений художественной литературы, а отрывки или полный текст документов, чьи-либо реальные диалоги или письма, чтобы передать зрителю реальность без прикрас, такой, какая она есть.
Организаторы Вербатимфеста, реализованного при поддержке Фонда президентских грантов и федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь», хотят не только рассказать о формате документального театра как можно большему числу зрителей, но и создать почву для плодотворного диалога между подрастающим и взрослым поколениями.
«Все спектакли социальной направленности. В каждой из постановок поднимается какая-то социальная проблема. Очень важно, чтобы между подростками и взрослым поколением был общий язык. Важно найти тот язык искусства, с помощью которого мы можем говорить с подростком на одном языке. Мы считаем, что именно документальный театр имеет такую силу - выполнить эту сверхзадачу, потому что это честность», - уверена одна из организаторов фестиваля Мария Конотоп.
«Клей есть невозможно, но желудок обмануть можно»
В день открытия фестиваля на сцене Дома актера выступили артисты Театра Поколений из Санкт-Петербурга. Актеры привезли в Воронеж «67/871. Документальный спектакль о блокаде». В этой постановке нет главных и промежуточных героев, так же как и нет какого-либо сценария.
Основой послужили письма и воспоминания людей, прямо или косвенно связанных с блокадой Ленинграда. Собирали этот материал сами артисты Театра Поколений. Примечательно, что воспоминания не просто произносились по очереди в формате чтения. Мемуары были «разбиты на осколки», и неожиданно то один, то другой артист начинал повествование.
Зрители услышали не столько о том, что жители Ленинграда с гордо поднятой головой приняли такой удар, сколько живые, эмоциональные, доводящие до слез истории детей и взрослых. Практически каждое воспоминание - это голод, холод и страх, но при всем этом надежда на лучшее и поиск счастья в таких вещах, как суп из столярного клея, отваренный кожаный ремень, суп из 26 рисенок, котлеты и оладья из зелени летом. Некоторые из этих блюд «есть было невозможно, но зато получалось обмануть желудок».
«Была какая-то степень отдаленности от этого текста. Я его не считал своим, я воспринимал эти строки как то, что я просто произношу. Я думал о том, что произношу не свои слова, чтобы не было срывов репетиций из-за эмоций, которые эти воспоминания могут вызвать», - рассказал актер Театра Поколений Кирилл Кукушкин.
Сопротивление немецких студентов
Ещё одна особенность этого спектакля - показать блокаду и войну в жизни разных людей, не только советского народа. Рабочая группа представлена не только российскими артистами: режиссёром спектакля выступил немецкий специалист Эберхард Кёлер. В постановке озвучивались письма и воспоминания не только советских граждан, но и немецких военнослужащих и мирных жителей. Не все знают о подпольной группе сопротивления «Белая роза». Театр Поколений рассказал о студентах Мюнхенского университета, которые выступали против политики Адольфа Гитлера и Третьего рейха, за что были казнены в 1943 году.
«Там есть и немецкие документальные материалы. В нашем понимании войны многие думают, что в блокаде были только мы. Немецкая сторона вопроса - там тоже были люди, у них есть свое воспоминание об этом кошмаре. Наши немецкие коллеги помогли в сборе материала», - отметил сценограф Данила Корогодский.
После показа была организована беседа с артистами, где каждый мог высказать свою точку зрения, поделиться своим мнением о спектакле и просто пообщаться с создателями документальной постановки.