Знаменитый театральный режиссёр и актер Константин Райкин приехал вместе с театром «Сатирикон» в Воронеж на Платоновский фестиваль искусств. В столице Черноземья он сыграл в постановке «Дон Жуан», а также ответил на вопросы журналистов во время пресс-конференции. «АиФ-Воронеж» собрал наиболее запоминающиеся высказывания артиста.
О современном театре
«Я с классикой имею дело только в очень современном её понимании. Только в таком понимании её вообще стоит играть, чтобы она не превращалась в средство от бессонницы. Кто в театр ходит смотреть про старинную жизнь? Кто-то, очень уставший от жизни. Мне такой зритель, честно говоря, не интересен.
Разговоры о границах трактовок классики глупые. Границы каждый раз заново устанавливает сам режиссёр. В театре всё идёт от режиссёра. Хорошо играют артисты - молодец режиссер, плохо играют – режиссёр виноват. А бывает так, что даже очень хорошие артисты играют плохо».
О культуре
«Культура гораздо умнее политики. И мне кажется, что тот из представителей власти, кто вкладывает в культуру, тот и остается во времени. Вообще без культуры невозможен никакой прогресс. У нашего высокого начальства есть большое заблуждение в том, что экономику можно поднять отдельно от культуры. Невозможно этого сделать.
Недостаточный уровень культуры я вижу во всём. Даже в том, как наша сборная играет в футбол. Что это такое? Отсутствие силы духа. А сила духа рождается культурой. Самые высокие идеалы, божественные устремления дают литература, кино, спектакли, музыка. Важно, чтобы культура не было уделом избранных и меньшинства. Хочется, чтобы она проникала в массы».
Про поколение «большого пальца»
«Я периодически прихожу в тупиковое состояние от того, что теряю рычаги воздействия на студентов. Мне кажется, что мы стоим перед каким-то цунами, которое накроет всё человечество. Мы стали абсолютными рабами гаджетов. А эти ребята не привыкли утруждаться вообще. У них не развит целый ряд человеческих качеств. Нет способности преодолевать что-то. Актерская театральная профессия – очень волевая. У слабохарактерного человека ничего не получится.
Они лишены инициативы, воображения, фантазии. Они не читают. Они жертвы кратких содержаний. Ведь что такое литература? Она лишена наглядности. Если ты читаешь, у тебя начинает развиваться воображение, потому что ты должен представить себе то, что прочёл. Им покажешь – они сделают, а не покажешь – не сделают. Потому что сами представить этого не могут.
Они не то, что сырая глина, они просто жидкость, принимающая форму сосуда. У них не присутствует личностных качеств. Их обидеть невозможно – самолюбия нет. Кивают сразу и признают ошибку. А ведь обидеть студента – это иногда один из способов на него воздействовать.
Мне кажется, что они скоро мутируют. И четыре пальца превратятся в одну лопаточку, в которой будет лежать телефон, а пятый палец будет как хоботок двигаться по экрану».
О театре
«Театр – это абсолютно элитарный, камерный вид искусства. Что такое зрительный зал по сравнению с телевидением или интернетом?
Могу сказать по публике, есть ли у них в городе театр или нет. Даже плохой. Если есть театр, то люди иначе воспринимают русскую речь, относительно длинные фразы, но не мат с междометиями. В городе, где нет театра, люди не поспевают. Ты пошутил и уже говоришь про серьезное, а они только засмеялись. У них мозги скрепят, а театр – это смазка».
Об искусстве
«В искусстве нет «нельзя». Всё можно, лишь бы это имело какой-то смысл. Задача искусства – сделать жизнь ощутимой. Мы привыкаем к красоте, уродству, героизму, подлости. Искусство ищет новые пути, чтобы проникнуть под броню, которой современный человек закрывается. Поэтому сцены насилия становятся более жестокими, а сцены эротики – более откровенными. Цель искусства – пронзить, достать».
О мате
«Запрещать мат – глупо. Вопрос: для чего его употреблять? А я вам приведу кучу примеров, когда без всякого мата получалась дикая пошлятина. Надеть семейные трусы на Давида и лифчик на Венеру – вот это пошлятина!»
О результате
«В нашем деле важен результат. Театр получается, только когда происходит встреча со зрителем. Также важным показателем является успех. И это не обязательно крики «Браво». Успех бывает молчаливым и потрясённым. Это острое взаимопонимание между залом и сценой. К этому надо стремиться. Если успеха нет, значит допущена какая-то ошибка. Но бывает и так, что успехом пользуются какие-то низкопробные творения. Но я всё равно ориентируюсь на результат. А это для меня встреча со зрителем. Это важнейший компонент, чтобы этот вид искусства вообще состоялся. Поэтому тут очень важно взаимопроникновение. Когда «туда-сюда» – это, конечно, приятно, но надо, чтобы еще и дети рождались!».
Смотрите также:
- «Я готов слышать мат со сцены в художественных целях». Лев Додин о театре →
- Въезд закроют? Почему маршрутки из пригородов не хотят пускать в Воронеж →
- «Театр стал всеядным». Режиссер Роберт Стуруа о низкопробных спектаклях →