Поколения советских школьников прекрасно помнит картину воронежской художницы Ксении Успенской «Не взяли на рыбалку», которая долгие годы украшала страницы «Родной речи».
Впервые картину напечатали в учебнике в 1955 году, и школьники многие годы писали по ней сочинения. На выставке в Москве, где художница представила это полотно, его сразу выкупила Государственная Третьяковская галерея.
На днях в Воронежском областном художественном музее имени Крамского открылась выставка «Ксения Успенская. Совершенное чувство прекрасного», посвящённая 100-летнему юбилею художницы.
Что в душе у ребёнка?
Ксения Успенская родилась в Воронеже в 1922 году в семье профессора сельскохозяйственного университета Николая Успенского, известного советского биолога и специалиста в области семеноводства. Она росла в интеллигентной среде, получила хорошее образование и с детства увлекалась живописью. Ходила в кружок рисования, которым руководила ученица Николая Рериха Нина Каппер, а позже уехала в Москву и поступила в институт декоративного и прикладного искусства на факультет художественной керамики. В столице она работала в НИИ строительных материалов, а также посещала изостудию Петра Кончаловского.
Известный художник высоко оценил её этюд «Туманный вечер» и сказал, что ей нужно сосредоточиться на живописи. Что она и сделала. После того, как Ксения Успенская вернулась в Воронеж в 1953 году, появились её знаменитые картины, главными героями которых были дети. Жанровые работы, раскрывающие психологию ребёнка, стали визитной карточкой художницы. В их числе «Водные процедуры полезны всем», где девочка чуть не плачет, когда её брат купает куклу, и полотно «Не взяли на рыбалку» с обиженным ребёнком.
Чтобы добиться психологически верного портрета, художница пробовала изображать разные эмоции. Так, в частных коллекция сохранились десятки эскизов её знаменитых работ. Например, перед тем как нарисовать «Не взяли на рыбалку», Ксения Успенская пробовала изобразить разные эмоции у девочки, которая выглядывает из-за двери.
Сначала – грусть и сочувствие, но на итоговой картине это уже улыбка. Кстати, эти зарисовки, как и сама картина, появились после того, как художники выезжали в Нововоронеж. Именно там Успенская рисовала с натуры.
Свою художественную карьеру мастер довольно долго совмещала с преподаванием. С 1966 года в сельскохозяйственном университете открыли архитектурное отделение, и там художница обучала рисунку. По воспоминаниям её учеников, это были очень творческие занятия.
Не выставка – мастерская
Сами сотрудники музея имени Крамского выставку картин Ксении Успенской называют «мастерской художника», так как в экспозиции представлено много эскизов и этюдов, по которым можно отследить, как менялись идеи при поиске мастером правильных эмоций для героев своих полотен.
«У Успенской женская живопись – портреты, лирические пейзажи, и её в основном знают с этой стороны. Но она была гибкая и пробовала себя разных направлениях, – рассказывает старший научный сотрудник музея Валерия Меремьянина. – Так, в семидесятых годах она пробовала себя в технике монотипия. Это когда наносят краску на стекло или металл и затем производится печать на бумагу. В её исполнении это не привычный соцреализм – это абстрактные фигуры и яркие краски. Все работы в этой технике находятся в частных коллекциях и обывателю их увидеть негде».
Картины в технике монотипия появились, когда Ксения Успенская ездила по Индии со своим вторым мужем – живописцем и художником-графиком Василием Криворучко.
Несмотря на то, что художница писала в основном в жанре соцреализма, в её творчестве можно найти отголоски разных мастеров. Например, у неё есть заимствования от Александра Дейнеки, у которого она училась в Москве. Или от Александра Коровина – например, этюд «Туманный вечер», где нет чётких фигур. Некоторые работы говорят о влиянии французских импрессионистов, хотя за рубежом Успенская не училась. Таким образом она пробовала себя. Даже делала наброски фломастерами, чтобы запечатлеть момент. Правда всё равно возвращалась к портретам и теме детей.
Своего сына Успенская изобразила в разных возрастах. И как всегда в её портретах была психологическая точность. Маленький мальчик смотрит точно на маму, а вот взрослый юноша уже смотрит вдаль, он погружён в свои мысли.
Несмотря на широкую известность, Ксения Успенская так и не получила ни одного звания.
«Однажды я её спросил, почему у такого известного человека, которого знали во всех уголках нашей страны, нет ни заслуженного, ни народного звания. На что она ответила: что звание! Я имею более весомую вещь: у меня есть имя», – рассказал коллекционер Александр Гуторов.
Что интересно, в конце жизни художница снова вернулась к теме детей. И если её известность началась с картины «Не взяли на рыбалку», то завершила своё творчество Ксения Николаевна картиной «На рыбалке». Она работал над ней семь лет и закончила в 2016 году, когда ей было 94 года.
Выставка «Ксения Успенская. Совершенное чувство прекрасного» проработает в музее имени Крамского до 17 июля. В экспозиции около 80 картин и графических листов. Спешите увидеть!