Автомобилей из года в год в Воронеже все больше, а вот парковки за этой тенденцией не поспевают – в центре оставить машину может влететь в копеечку, да и во дворах собственных домов зачастую свободных мест попросту нет.
Почему так сложилось и что можно с этим сделать, разбирался «АиФ-Воронеж».
«Паркуются на газоне»
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», Воронеж занимает десятое место среди российских городов по количеству зарегистрированных автомобилей – 330 тысяч. Впрочем, если рассчитывать этот показатель на душу населения, то столица Черноземья и вовсе приблизилась к лидеру – Москве.
При этом ситуация с парковками с каждым годом становится все более напряженной: застройщики возводят дома, рядом с которыми остро не хватает машиномест, в итоге жильцы вынуждены оставлять личный транспорт в самых неподходящих локациях.
«Паркуются на тротуарах и газоне, всё нипочем», «После 9 вечера найти место для машины просто невозможно, как вообще строили новый микрорайон?! Неужели нельзя было заложить больше парковок?», «Паркуемся впритык, в итоге что ни утро – то новая царапина от неловкого «соседа», – такими комментариями и постами пестрят соцсети.
Регламент на минимуме
На самом деле, в регионе существует три регламента, согласно которым застройщики обязаны обеспечить минимальное количество парковочных мест при строительстве домов. Ключевое слово – минимальное, на практике это может быть около 40% от количества квартир в комплексе. Немаловажно и то, что внутридворовые территории, где жители зачастую размещают автомобили, остаются без должного ухода – асфальт постепенно разрушается, а заняться ремонтом не только накладно, но и сложновыполнимо, с учетом постоянно припаркованных машин.
Все эти проблемы могли бы решить платные парковки, однако возникает вопрос – за чей счёт?
«Участков зачастую не хватает даже для обеспечения нормы машиномест, а стоимость паркинга очень высокая, особенно, если мы говорим про подземный, – рассказывает директор компании-застройщика Наталья Казеннова. – У нас не хватает платежеспособного спроса, особенно сложно с сегментом эконом-класса, где люди не могут позволить себе купить место и в итоге паркуются где попало. При этом общественный транспорт развит плохо, в некоторых районах отказ от личного автомобиля просто невозможен». При этом эксперт отметила, что себестоимость машиноместа составляет порядка 1 миллиона рублей, и было бы неплохо, если бы появилась какая-то льготная ипотека на машиноместа, чтобы облегчить эту финансовую нагрузку.
«На халяву» лучше
А как обстоит ситуация с «удобной» платной парковкой в центре? Седьмой год пошел с тех пор, как город решил взимать плату за пользование машиноместами, но некоторые горожане все равно пытаются оставить свой автомобиль «на халяву», прикрыв госзнаки. Впрочем, нерадивых владельцев за это ждёт наказание: четырехколесного друга могут эвакуировать на временную стоянку на Обручева или в район Петровской набережной.
«Эвакуация транспортных средств в региональном центре выполняется не только за нарушения Правил дорожного движения, но и согласно требованиям антитеррористической безопасности», – напомнили в мэрии.
Впрочем, ситуация постепенно улучшается: чиновники констатировали, что сейчас случаи сокрытия госзнаков стали единичными. Значит мера с эвакуацией действенная.
Совсем другой расклад с платными паркингами, построенными на территории жилых комплексов – многие из них попросту пустуют из-за того, что жители не могут себе позволить приобрести машиноместо. На данный момент среди объявлений можно найти предложения стоимостью от 500 тысяч рублей до нескольких миллионов.
Решать проблему с парковками возле дома, возможно, придется жильцам самостоятельно. Так считает сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков.
«Проблема с парковками особенно остро строит для жителей старых домов, построенных в советское или раннее постсоветское время, когда существовал норматив порядка 40 машин на 1000 жителей. Сейчас он вырос почти в десять раз, – отметил эксперт. – Впрочем, и в современных ЖК тоже возникают сложности. Зачастую единственным решением может быть инициатива самих собственников жилья: возле дома может быть территория, которая относится к дому, но никак не используется, и ее можно обустроить под парковку. Для этого нужно проверить, кому принадлежит этот участок по кадастровой карте, и провести собрание собственников, на котором будет принято решение об организации стоянки».
«Машины для города – это зло»
Владимир Дрейлинг, директор по продукту девелоперской компании:
«Во многих крупных городах мира уже пришло понимание: хочешь владеть машиной – не живи в мегаполисе. К примеру, в Советском Союзе изначально создавали дороги и структуру общественного транспорта таким образом, что машина была либо не нужна совсем, либо использовалась минимальное время. Такие правила диктует урбанистика. У нас же сейчас сама система подталкивает к мысли, что жить с автомобилем лучше. Но город и машины – вещи несовместимые. Город – он для людей, пешеходов, а машины для города – это зло. Именно из-за этого все стоят в пробках, и именно поэтому самая главная задача – уходить от личного транспорта».
Измените нормативы
Александр Лунгу, руководитель рабочей группы по транспорту и дорогам Общественной палаты Воронежской области:
«Проблема парковок существует из года в год, и вопрос необходимо решать комплексно. Прежде всего, менять нормативную базу, которая не учитывает развитие города в ближайшие 30-50 лет и возможное увеличение количества жителей и машин. Нужно понимать, что мы создаем завтрашнюю атмосферу города, где мы и наши дети будем жить. В точечную застройку очень сложно внести изменения.
Кроме того, у нас еще остались недобросовестные застройщики и отсутствует надлежащий контроль при сдаче объекта. Конечно, обустройство инфраструктуры жилого комплекса повышает стоимость квадратных метров, но за эти деньги житель будет получать комфорт. А в случае, если застройщик планирует на небольшом участке возвести высотное здание, не обеспечив его всем необходимым для комфортной жизни, то надо привлекать прокуратуру, иначе придётся постоянно искать компромиссы».
Надо думать заранее
Юрий Родионов, общественный эксперт, урбанист:
«Машина – не единственный вид мобильности в городе и нам нужно снижать постепенно уровень автомобилизации. Но зачастую у жителей просто нет возможности пересесть на автобусы. И возникает вопрос, на каком этапе и как именно застройщик должен подключать власти, чтобы общественный транспорт был доступен жильцам.
У нас уже есть пример, когда при строительстве крупного жилого комплекса в районе Новой Усмани застройщик обеспечил маршрутку для жителей, однако она проездила недолго. В итоге люди, которые уже заселились в дом, столкнулись с проблемой доступности общественного транспорта, и им пришлось пересесть на личные автомобили. Поэтому очень важно комплексно подходить к застройке и обдумывать доступность средств передвижения».