Воронежские новостные каналы принесли трагическую весть. Ушел из жизни Сергей Крестененко, нападающий «Факела» конца 1970-х — 1980-х годов, любимец болельщиков, легендарный Крест...
Любимец болельщиков
Трудно однозначно сказать, почему к одним игрокам — даже хорошим — поклонники футбола остаются равнодушны, а других готовы носить на руках, несмотря на промахи на футбольном поле и вообще в жизни. Видно, есть какая-то человеческая магия, открытость души помимо простого таланта или усердия на тренировках. Именно таким игроком — безусловно принятым болельщиками с первого своего появления на поле — стал в Воронеже Сергей Крестененко.
Но в Воронеж он прибыл уже сложившимся игроком, а начиналось все в Белгородской области. Будущий мастер родился в Шебекино в 1956 году, там же учился и постигал азы футбола в местной ДЮСШ под руководством тренера Анатолия Змеёва. Поиграл за молодежный состав команды «Химик» и приглянулся тренерам главной команды области — «Салюта». И немудрено — помимо таланта парень выделялся ростом и недюжинной силой, был прыгуч, быстр и техничен. Отыграв в Белгороде два сезона и начав забивать голы, Сергей транзитом через «Динамо» ставропольское попал в московский одноименный клуб, который в то время под управлением замечательного тренера Александра Севидова был одним из лидеров советского футбола, кузницей кадров для национальной сборной. Естественно, проявить себя в такой компании молодому игроку было крайне непросто, и через два года футболист решил перейти в другую команду, но в его «личном деле» осталась запись — обладатель Кубка СССР 1977 года.
Воронеж forever
А другой командой стал воронежский «Факел». В 1978 году перед коллективом была поставлена задача — обязательно пойти на повышение из второй лиги в первую, и игроки для ее решения собрались на загляденье. Скажем, только в линии нападения помимо нашего героя выходили на поле легенда воронежского футбола Владимир Проскурин, перешедший из московского «Торпедо» Вячеслав Новиков, наконец, Владимир Муханов, забивший 31 (!) гол и ставший лучшим бомбардиром турнира. Но и на таком блестящем фоне Крестененко не то что не растворился — наоборот, засверкал новыми красками. Болельщики со стажем не устают рассказывать друг другу и молодому поколению, как он мог на крохотном участке поля, особенно часто — на своем левом фланге, обвести нескольких защитников кряду, неотразимо пробить с обеих ног, отдать идеальную передачу партнеру, которой не ждал никто из соперников. Совершенно очевидно, что такой игрок не мог не стать любимцем местной публики, и ему прощали даже подчас излишнее увлечение индивидуальной игрой — мог он иной раз и «завозиться» с мячом или придумать нечто такое, что не отгадают и партнеры. 19 мячей забил в том сезоне Крестененко, еще три — в следующем, но неполном, еще столько же — в 1980-м, а между этими голами была поездка в... Степногорск. Что и говорить, характер у Сергея был непростой, это нередко приводило к проблемам в отношениях с тренерами и руководством. Осталось в легендах, как он на предсезонных сборах мог с товарищами весело и загульно провести ночь, а наутро, как ни в чем не бывало, быстрее всех пробежать кросс и легко сдать все тесты.
«Спартак», «Реал» и снова «Факел»
Нет ничего удивительного в том, что игрок с такой филигранной техникой приглянулся тренеру московского «Спартака» Константину Бескову, и 1981 год он встречал уже в красно-белой футболке. Правда, сыграно за «Спартак» было немного, но тем не менее в серебряных медалях москвичей того сезона есть капля и его пота. А в личной биографии благодаря этой недолгой командировке навеки остался самый яркий факт из всей игровой карьеры — матч против мадридского «Реала» в четвертьфинале Кубка чемпионов!
Из «Спартака» Сергей ушел в московский же «Локомотив» (а если вспомнить еще и кратковременное пребывание в «Торпедо» на заре игровой карьеры, получается, что из популярных московских коллективов он не захватил только ЦСКА), пробовал заиграть в харьковском «Металлисте». Но карьера уже пошла на спад. Будет еще одно возвращение в «Факел» в роли игрока в 1988-м, а перед этим несколько сезонов в воронежской «Стреле», где он забил еще 20 голов. Но будет и возвращение в главную команду его жизни уже в роли тренера! Подготовив сотни юных ребят к славному футбольному будущему, поработав с несколькими воронежскими коллективами и лискинским «Локомотивом», он в 2003-м принял огнеопасных в непростой период их истории, то же повторится и в 2007-м. Выдающихся результатов добиться не удалось, и он стал одним из многих в бесконечной когорте тренеров, безуспешно пробовавших в то время вернуть «Факелу» подобающее его истории и рангу положение. Конечно, в отличие от того же Бескова, с которым свела спортивная судьба и который был звездой и в игроцкой, и в тренерской ипостаси, в памяти поклонников он остался в первую очередь замечательным игроком.
Борьба с болезнью
А в 2019 году многие воронежские средства массовой информации, не исключая «АиФ-Черноземье», вышли с сообщением о тяжелой болезни бывшего игрока и тренера и просьбой о помощи. У него, по жизни крайне редко посещавшего лечебные заведения, медики диагностировали сразу несколько страшных заболеваний, требовавших операционного вмешательства и длительного (и дорогого, поскольку помимо сеансов лучевой терапии были необходимы иммунные уколы для поддержания тромбоцитов, лейкоцитов и гемоглобина) лечения. В этом сражении с онкологическим заболеванием, по сути, с судьбой Сергей Васильевич, как и на футбольном поле, не желал проигрывать и вел себя достойно и мужественно. Светлая память о замечательном игроке и тренере навсегда останется в душах воронежских болельщиков.

Войти в одну реку дважды? «Новый старый» тренер возвращается в «Факел»
«Тяжелый момент». Гендир «Факела» встретился с фанатами после вылета из РПЛ
Гори ярче, «Факел»! Старый лозунг по-прежнему актуален
Неугасаемое пламя. Какие матчи вписали «Факел» в историю большого футбола
Беличий парк и глэмпинг на воде. Как преобразится Воронеж в будущем